УДК: 
81+008
Чапля Татьяна Витальевна
Доктор культурологии, доцент, профессор кафедры теории, истории культуры и музеологии, Новосибирский государственный педагогический университет, chap_70@mail.ru, Новосибирск

ЯЗЫК КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛИЗАЦИИ

Аннотация: 
Статья посвящена роли и значению языка в жизни каждого человека на всех этапах его развития. Описана сущность и особенности языка не только как средства коммуникации, но и как самого компактного способа хранения знаний. Язык рассмотрен с двух позиций: как некий набор определенных символов, знаков и как некая история, способная влиять на ход общественного развития. Анализируется понятие «знак» и его основная функции – функция замещения, его роль в процессе познания и общения. Прослежена роль и значение языка как консервативной системы в поведении отдельного члена общества и социальных групп, его функция как средства выработки стратегии поведения в ситуациях неопределенности. Обращено внимание на две функции языка: описание мира и его производство. Подчеркнута двойственная роль языка в процессе познания: как инструмента приобретения новых знаний и как их источника.
Ключевые слова: 
язык, общество, социализация, знак, индивид
Библиографический список: 

1. Антонов А. В. Информация, восприятие, понимание. – Киев: Наук.думка, 1988. – 184 с.
2. Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика. М.: Издат гр. «»Прогресс», «Универс», 1994. – 616 с.
3. Бахтин М. М. (В. Н. Волошинов) Антрополингвитиска. М.: Лабиринт, 2010, – 255 с.
4. Бергер П. Л., Бергер Б., Р. Коллинз Личностно-ориентированная социология. М: Академ. Проект, 2004. – 608 с.
5. Бергер, П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. – М: Медиум, 1995. – 323 с.
6. Видеркер В. В. Культурологическое образование как социокультурный фактор развития личности. // Сибирский педагогический журнал. – 2013 – № 1. – С. 138–143.
7. Гаспаров Б. Язык, память, образ. Лингвистика языкового существования. – М. : Новое литературное обозрение, 1996. – 352 с.
8. Гумбольт фон В. Избранные труды по языкознанию: Пер. с нем М.: ОАО ИГ «Прогресс», 2000. – 400с.
9. Коршунов, A. M., Мантатов, В. В. Теория отражения и эвристическая роль знаков. – М.: Изд-во МГУ, 1974. – 214 с.
10. Моррис, Ч. У. Из книги «значение и означивание». Знаки и действия // Семиотика: Антология. – М: Академ. Проект; Екатеринбург: деловая книга, 2001. – 702 с.
11. Негус К. Пикеринг М. Креативность. Коммуникация и культурные ценности. – Х.: Изд-во: гуманит. Центр, 2011. – 300с.
12. Ромм Т. А. Стратегические ориентиры социального воспитания в постиндустриальном обществе // Сибирский педагогический журнал. – 2013. – № 2. – С. 26–31.
13. Филатов С. А., Сухорукова Н. Г. Знание как социальный феномен// Идеи и идеалы – 2012 – № 2. – С. 92–102
14. Сепир Э. Избранные труды по языкознанию и культурологии. М.: Изд. Гр. «Прогресс», 1993. – 656 с.
15. Тихомирова Е. Е. Нормативное пространство современной культуры и школьный курс «основы религиозных культур и светской этики» // Сибирский педагогический журнал. – 2013 – № 1. – С. 108–114.
16. Чапля Т. В. Коммуникативные стратегии в образовании. // Сибирский педагогический журнал. – 2013.– № 1. – С. 132–138.