УДК: 
159.922
Агавелян Оганес Карапетович
Доктор психологических наук, Доктор психологических наук, профессор кафедры коррекционной педагогики и психологии, Новосибирский государственный педагогический университет, oganesagavelyan@yandex.ru, Новосибирск
Русинова Светлана Геннадьевна
Без ученой степени, Научный сотрудник Института региональной патологии и патоморфологии, СО РАМН, rusino-va@hotmail.com, Новосибирск

ИCCЛЕДОВАНИЯ ТЕОРИИ РАЗУМА В ЗАРУБЕЖНОЙ ПСИХОЛОГИИ РАЗВИТИЯ

Аннотация: 
Теория Разума определяется как способность приписывать психические состояния себе и другим и использовать их для объяснения, предсказания и управления поведением других людей. Теория Разума является сложным психическим образованием, которое включает такие компоненты как совместное внимание, сложные перцептивные функции (такие как воспринятие лицевой и телесной экспрессии, взгляда), язык и речь, исполнительные функции мозга (память, внимание, отслеживание намерений, торможение спонтанных реакций и др.), распознавание эмоций, эмпатию и симуляцию (подражание). Развитие Теории Разума зависит от созре-вания нескольких систем мозга и формируется социальным окружением, воспитанием и обучением, таким об-разом, представляя пример сложного взаимодействия развивающегося мозга и социальной среды. В статье представлен обзор зарубежных теоретических и экспериментальных работ, посвященных тому, как у детей формируется Теория Разума, в норме и в атипичных популяциях.
Ключевые слова: 
психология развития, теория разума, задачи на ложные убеждения
Библиографический список: 

1. Apperly I. A. What is “theory of mind”? Concepts, cognitive processes and individual differences. / I.A. Apperly // The Quarterly Journal of Experimental Psychology. – 2012. – V. 65, – N. 5. – P. 825 –839.
2. Astington J. W., Baird J. A. Why Language Matters for Theory of Mind / J.W. Astington, J.A. Baird. – Oxford, GB: Oxford University Press, 2005. – 368 р.
3. Astington J. W., Gopnik A. Knowing you’ve changed your mind: Children’s understanding of representational change // Developing Theories of Mind. J.W. Astington, P.L. Harris, D.R. Olson (eds.) – Cambridge, England: Cambridge University Press, 1988. – P. 193 – 194.
4. Baillargeon R., Scott R.M. and He, Z. False-belief understanding in infants. / R. Baillargeon, R.M. Scott, and Z. He // Trends in Cognitive Sciences. – 2010. – Vol.14, N. 3. – P. 110–118.
5. Baron-Cohen S. Theory of mind in normal development and autism. / S. Baron-Cohen // Prism. – 2001. – V. 34. – P. 174–183.
6. Baron-Cohen S., Leslie, A.M. and Frith, U. Does the autistic child have a “theory of mind”? / S. Baron-Cohen, A.M. Leslie and U. Frith // Cognition. – 1985. – V. 21. – P. 37-46.
7. Cobos F.J.M. and Castro M.C.A. Theory of Mind in Young People with Down’s Syndrome. / F.J.M. Cobos and M.C.A. Castro // International Journal of Psychology and Psychological Therapy. – 2010. – V. 10, N 3. – P. 363– 385.
8. Dahlgren S. O., Dahlgren Sandberg A., Larsson M. Theory of mind in children with severe speech and physical impairments. / S.O. Dahlgren, A. Dahlgren Sandberg , M. Larsson // Research in Developmental Disabilities. – 2010. V. 31. – P. 617–624.
9. de Villiers P.A. The role of language in theory-of-mind development: what deaf children tell us. / P.A. de Villiers // Why Language Matters for Theory of Mind. J.W. Astington, J.A. Baird (Eds). – GB: Oxford University Press, 2005. – 368 р.
10. Dunn J., Bhown J., Slomkowski C., et al. Young children's understanding of other people's feelings and beliefs: individual differences and their antecedents. / J. Dunn, J. Bhown, C. Slomkowski, et al. // Child Development. – 1991. – V. 62. – P. 1352– 1366.
11. Gopnik A. and Wellman H. M. The theory theory. / A. Gopnik and H.M. Wellman // Mapping the Mind: Domain specificity in cognition and culture. L. Hirschfeld and S. Gelman (Eds.). – NY: Cambridge University Press, 1994. – P. 257–293.
12. Gregory C., Lough S., Stone V. et al. Theory of mind in patients with frontal variant frontotemporal dementia and Alzheimer’s disease: theoretical and practical implications. / C.Gregory, S. Lough, V. Stone et al. // Brain. – 2002. – V. 125. – P. 752–764.
13. Harris P. L., de Rosnay M., Pons F. Language and children’s understanding of mental states. / P.L. Harris, M. de Rosnay, F. Pons // Current Directions in Psychological Science. – 2005. – V. 14, – N. 2. – P. 69–73.
14. Kochanska G. Emotional development in children with different attachment histories: the first three years. / G. Kochanska // Child Development. – 2001. – V. 72, N. 2. – P. 474– 490.
15. Korkmaz B. Theory of Mind and neurodevelopmental disorders of child-hood. / B. Korkmaz // Pediatric Research. – 2011. – V. 69, – N. 5. – P. 101R–108R.
16. Perlman S. B., Kalish C.W., and Pollak S.D. The role of maltreatment experience in children’s understanding of the antecedents of emotion. / S.B. Perlman, C.W. Kalish and S.D. Pollak // Cognition and Emotion. – 2008. – V. 22, – N. 4. – P. 651– 670.
17. Peterson C., Peterson J., and Webb J. (2000). Factors influencing the development of a theory of mind in blind children. / C. Peterson, J. Peterson, and J. Webb // British Journal of Developmental Psychology, 2000. – V. 18. – P. 431– 447.
18. Tarullo A. R., Bruce J., and Gunnar M.R. False belief and emotion under-standing in post-institutionalized children / A.R. Tarullo, J. Bruce, and M.R. Gunnar // Social Development, 2007. – V. 16, – N. 1. – P. 57– 78.
19. Wellman H. M., Cross D., and Watson J. Meta-Analysis of Theory-of-Mind Development: The Truth about False Belief / H.M. Wellman, D. Cross, and J. Watson // Child Development. – 2001. – V. 72, N. 3. – P. 655-684.
20. Wimmer H., Perner J. Beliefs about beliefs: Representation and constraining function of wrong beliefs in young children's understanding of deception / H. Wimmer and J. Perner // Cognition. – 1983. – N. 13. – P. 123–128.