Севостьянов Дмитрий Анатольевич
Кандидат медицинских наук, доцент кафедры дизайна и художественного образования, Новосибирский государственный педагогический университет, dimasev@ngs.ru, Новосибирск
Гайнанова Алиса Рифкатовна
Кандидат психологических наук, Кандидат психологических наук, доцент кафедры «Профессиональное обучение, педагогика и психология», Сибирский государственный университет путей сообщения, 37.012.1, Новосибирск
Лисецкая Елена Вениаминовна
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры дизайна и художественного образования, Новосибирский государственный педагогический университет, liseckay@mail.ru, Новосибирск
ЗАКОН ЙЕРКСА-ДОДСОНА В ПЕДАГОГИКЕ И АНАЛИЗ ИНВЕРСИВНЫХ ОТНОШЕНИЙ
Аннотация:
В статье рассматривается закон Yerkes-Dodson, который описывает отношения стимуляции и эффективности научения. В статье показано, что данный закон имеет универсальный характер. Универсальность закона обусловлена тем, что он представляет собой описание инверсивных отношений в иерархических системах. Инверсивные отношения – это форма иерархической связи, при которой низший элемент в иерархии становится в ней главенствующим, не покидая при этом своего невысокого положения в системе; таким образом, здесь имеет место противоречие между ролью элемента в иерархии и его местом в ней. Инверсия обусловлена столкновением двух и более организационных принципов иерархии. Закон Yerkes-Dodson, как реальное выражение инверсий, имеет большое прикладное значение в педагогических исследованиях.
Ключевые слова:
закон Yerkes-Dodson, научение, иерархия, инверсия.
Библиографический список:
1. Белова М. А., Смирнова Н. И. Игра – дело серьезное! [Электронный ресурс]. URL: http://www.e-xecutive.ru/education/adviser/801453/ (дата обращения 04.01.2014).
2. Богданов А. А. Очерки организационной науки [Электронный ресурс]. URL: http://www.uic.nnov.ru/pustyn/lib/bogdanov.ru.html (дата обращения 03.02.2014).
3. Готтсданкер Р. Основы психологического эксперимента. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. – 368 с.
4. Леонтьев А. Н. Деятельность, сознание, личность. – М.: Смысл, Академия, 2005. – 352 с.
5. Макклеланд Д. Мотивация человека. – СПб.: Питер, 2007. – 672 с
6. Раудис Ш., Юстицкис В. Закон Йеркса-Додсона: связь между стимулированием и успешностью научения // Вопросы психологии. – 2008. – №3. – С. 119–126.
7. Севостьянов Д. А. Исследование активности человека: инверсивный анализ в контексте постнеклассической рациональности // Вопросы философии. – 2013. – №9. – С. 117–124.
8. Севостьянов Д. А., Лисецкая Е. В. Анализ противоречий в педагогических системах: когнитивные конструкты // Сибирский педагогический журнал. – 2013. – №5. – С. 223–226.
9. Xeгeнxaн Б., Олсон М. Теории научения. 6-e изд. – СПб.: Питер, 2004. –356 с.