УДК: 
37.04
Адольф Владимир Александрович
Доктор педагогических наук, профессор, директор Института физической культуры, спорта и здоровья им. И. С. Ярыгина, Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева, adolf@kspu.ru, Красноярск
Туранова Лариса Михайловна
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры информационных технологий обучения и непрерывного образования, Сибирский федеральный университет, turanova@yandex.ru, Красноярск
Стюгин Андрей Александрович
Старший преподаватель кафедры педагогики, Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева, astyugin@yandex.ru, Красноярск
Трусей Ирина Валерьевна
Кандидат биологических наук, доцент кафедры теоретических основ физического воспитания, Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева, trusey@list.ru, Красноярск

Проектирование системы мониторинга цифровой образовательной среды в дополнительном образовании детей

Аннотация: 
Одной из важных задач развития образования в РФ является трансформация системы дополнительного образования детей. Инструментом контроля за реализацией государственной политики в дополнительном образовании является создание системы мониторинга. На основе анализа современных трендов развития системы дополнительного образования детей, с учетом задач государственного проекта «Цифровая образовательная среда», определена актуальность проектирования системы мониторинга развития цифровой образовательной среды. Цель статьи: рассмотреть теоретические предпосылки к проектированию системы мониторинга цифровой образовательной среды в дополнительном образовании детей Российской Федерации. Методология и методы исследования. В работе использованы методы теоретического исследования (анализ и синтез), анализа специальной литературы и нормативных документов в области дополнительного образования и цифровой образовательной среды. Заключение. Исследованы предпосылки к проектированию системы мониторинга цифровой образовательной среды в дополнительном образовании детей в Российской Федерации. Одним из механизмов обновления содержания и современных технологий дополнительного образования детей может стать проектируемая национальная система мониторинга развития цифровой образовательной среды практик дополнительного образования детей. Предложены значимые показатели для включения в систему мониторинга практик дополнительного образования в цифровом образовательном пространстве.
Ключевые слова: 
цифровая образовательная среда, мониторинг в образовании, дополнительное образование детей
Библиографический список: 

1. Аналитическая записка по итогам кампании Регионального атласа образовательных практик в 2019/20 учебном году [Электронный ресурс]. – URL: https://kipk.ru/images/docs/1_Аналитическая_записка_РАОП_2019-2020.pdf (дата обращения: 15.09.2021).
2. Безуевская В. А., Глубокова Е. Н., Смирнова Н. В. Дистанционные дополнительные общеобразовательные программы: проектирование и реализация: учеб.-метод. пособ. – Сургут: ИЦ СурГУ, 2017. – 60 с.
4. Косарецкий С. Г., Гошин М. Е., Беликов А. А. и др. Дополнительное образование детей в России: единое и многообразное / под ред. С. Г. Косарецкого, И. Д. Фрумина. – М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2019. – 276 с. DOI: 10.17323/978-5-7598-1956-1.
5. Доступное дополнительное образование для детей [Электронный ресурс]. – URL: https://docs.cntd.ru/document/456051225 (дата обращения: 15.09.2021).
Жулябина Н. М. Дополнительное образование детей за рубежом: понимание, политика, регулирование. – М.: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», 2017. – 40 с.
6. Кадяева С. В., Семионова И. В., Пушкарева Т. Б., Лопатина И. В. Создание системы мониторинга качества образования в условиях учреждения дополнительного образования детей // Методист. – 2010. – № 10. – С. 29–32.
7. Костин А. К. Система дополнительного образования детей в социокультурном развитии региона: автореф. дис. ... д-р пед. наук. – Иркутск, 2007. – 43 с.
8. О проведении эксперимента по внедрению цифровой образовательной среды [Электронный ресурс]: Постановление Правительства Российской Федерации от 7.12.2020 № 2040. – URL: https://docs.cntd.ru/document/573040135 (дата обращения: 15.09.2021).
9. Об осуществлении мониторинга системы образования [Электронный ресурс]: Постановление Правительства Российской Федерации от 5.08.2013 № 662. – URL: https://docs.cntd.ru/document/499038027 (дата обращения: 15.09.2021).
10. Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей [Электронный ресурс]: Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 3.09.2019 № 467 (с изменениями на 2.02.2021). – URL: https://docs.cntd.ru/document/561232576 (дата обращения: 15.09.2021).
11. Об утверждении Целевой модели цифровой образовательной среды [Электронный ресурс]: Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 02.12.19 № 649. – URL: https://docs.cntd.ru/document/564066705 (дата обращения: 15.09.2021).
12. Паспорт федерального проекта «Цифровая образовательная среда» [Электронный ресурс]: Приложение к протоколу заседания проектного комитета по национальному проекту «Образование» от 7.12.2018 № 3. – URL: https://edu54.ru/upload/files/2016/03/Федеральный проект Цифровая образовательная среда.pdf (дата обращения: 15.09.2021).
13. Сафонова П. Н., Шамрай И. Н. Современная система дополнительного образования детей: особенности, стратегии, тенденции // Вестник МГУКИ. – 2020. – № 4 (96). – С. 158–170. DOI: 10.24412/1997-0803-2020-10415.
14. Чайкина Ж. В., Дорогина Н. Ю., Мухина М. В., Рыжикова М. П., Смирнова Н. Б. Организация эффективной образовательной среды учреждения дополнительного образования // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. – 2020. – № 1 (43). – С. 228–235.
15. Impact of Supplementary Schools on Pupils’ Attainment: An Investigation into what Factors Contribute to Educational Improvements [Электронный ресурс]. – URL: https://core.ac.uk/download/pdf/4150856.pdf (дата обращения: 15.09.2021).
16. Turanova L. M., Styugin A. A. Aspects of applying distance education technologies in the system of university students training // Journal of Siberian Federal University. Humanities and Social Sciences. – 2015. – Т. 8, № 3. – С. 468–475.