УДК: 
37.013+37.015
Бокова Ольга Александровна
Кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры специальной педагогики и психологии, Алтайский государственный педагогический университет, olgbokova7@mail.ru, Барнаул
Мельникова Юлия Анатольевна
Кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры психологии, Алтайский государственный педагогический университет, jamelnikova@list.ru, Барнаул

Современные направления реализации добровольческих практик и существующих систем подготовки добровольцев в регионах Российской Федерации

Аннотация: 
В статье проанализирована специфика реализации добровольческих практик в регионах России на основе материала доступных интернет-источников. Авторы считают, что проведение психолого-педагогического исследования программ реализации добровольческой (волонтерской) деятельности позволит прогнозировать становление социального института добровольчества (волонтерства) и разработать научно-обоснованные рекомендации по применению и распространению эффективных практик волонтерской деятельности в образовательных учреждениях. Цель статьи – на основе теоретического анализа выявить и обосновать актуальные направления реализации добровольческих практик и особенностей подготовки волонтеров в ресурсных центрах регионов и в образовательных учреждениях на примере Томской, Свердловской областей и Красноярского края. Методология. Исследование проводилось на основе структурирования понимания волонтерской деятельности в регионах Российской Федерации через призму аксиологического, системно-деятельностного, культурологического и проектного методологического подходов. Показано, что добровольческие практики и собственно работа волонтеров структурируются на основе сочетания указанных подходов и традиционно вписываются в значительной степени во внеучебную деятельность. Заключение. Проведен анализ интернет-источников нормативных документов, регламентирующих волонтерскую деятельность в Томской, Свердловской области и Красноярском крае, рассмотрены актуальные направления реализации добровольчества в этих регионах. Показано применение методологических подходов (аксиологического, системно-деятельностного, культурологического, проектного) к рассмотрению волонтерства. В дальнейшем планируется разработать стандартизированные и валидизированные инструменты для оценки эффективности результатов реализации программ добровольческой деятельности.
Ключевые слова: 
добровольческие практики, подготовка волонтеров, аксиологический, системно-деятельностный, культурологический и проектный методологические подходы
Библиографический список: 

1. Алексеева Г. Г. Ресурсный потенциал волонтерства в Республике Саха (Якутия) // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова. Серия: Экономика. Социология. Культурология. – 2018. – № 3 (11). – С. 44–50.
2. Амосов В. А. Проектная деятельность в сфере добровольческого (волонтерского) движения на территории Нижегородской области // Национальный проект «Демография»: от цели к решениям: материалы и доклады XXV межрегиональных научных социальных чтений. – Сургут, 2020. – С. 34–38.
3. Белякова О. В. Деятельность волонтеров по популяризации российской культуры за рубежом через социокультурные практики // Перспективы науки. – 2019. – № 3 (114). – С. 253–256.
4. Боброва А. А., Ниязова А. А., Гибадуллина Ю. М. Волонтерство как средство формирования социокультурных ценностей у будущих педагогов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2021. – № 2. – С. 53–68.
5. Васильева М. Н. Формирование и управление проектными командами в волонтёрской деятельности // Инновационное управление персоналом: материалы X Международного межвузовского кадрового форума им. А. Я. Кибанова. – М., 2019. – С. 59–61.
6. Лемешевская Е. С. Волонтерство в музеях совести: сочетание теории коммуникации и культурологических подходов // Коммуникология. – 2021. – Т. 9, № 2. – С. 185–193.
7. Системный подход в организации волонтерской деятельности // Актуальные вопросы организации волонтерской деятельности в рамках подготовки к Универсиаде 2019: лингвопереводческий, психолого-педагогический, организационно-управленческий и социальный аспекты: сборник материалов IV Международной научно-практической конференции студентов и молодых ученых, посвященной Универсиаде 2019 в г. Красноярске. – Красноярск, 2019. – С. 148–149.
8. Мурадян А. К. Систематизация процесса социально-культурной самореализации учащейся молодежи в волонтерской деятельности: аксиологический подход // Инновационные технологии обучения культурно-досуговой деятельности: коллективная монография. – М.: МПГУ, 2018. – С. 5–58.
9. Русакова И. В. Показатели общественной и инновационной активности населения регионов российской федерации с позиций системного подхода // Петербургская социология сегодня. – 2018. – № 9. – С. 120–142.
10. Суханова А. Д., Васильковская М. И. Волонтерская деятельность молодежи: проектный подход // Подготовка кадров социально-культурной сферы: традиции и стратегии развития. – СПб.: Санкт-Петербургский государственный институт культуры, 2019. – С. 332–338.
11. Чуланова О. Л., Васильева М. Н. Формирование и управление проектными командами в волонтёрской деятельности // Журнал социологических исследований. – 2019. – Т. 4, № 1. – С. 2–7.
12. Чопик О. А., Липатова С. Н., Баютова О. Е. Привлечение студентов и курсантов к волонтерской деятельности по развитию экологической культуры детей, находящихся в трудной жизненной ситуации // Теория и практика социогуманитарных наук. – 2021. – № 1 (13). – С. 70–75.
13. Galpern P. Validating Walkability Models Using Volunteered Mobile Phone Data // Journal of Transport & Health. – 2017. – Vol. 7 Suppl. – Р. 25–30. DOI: https://doi.org/10.1016/j.jth.2017.11.041
14. Karper J., Xiao guang L. L. Life Liberty and the Pursuit of Student Volunteers // IEEE Microwave Magazine. – 2018. – Vol. 19, Issue 3. – Р. 63–69. DOI: https://doi.org/10.1109/MMM.2018.2804798