УДК: 
378
Абрамова Виктория Вячеславовна
старший преподаватель кафедры коррекционной педагогики и психологии Института детства, Новосибирский государственный педагогический университет, virtal.abramova@yandex.ru, Новосибирск
Ромм Татьяна Александровна
Доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой педагогики и психологии Института истории, гуманитарного и социального образования, Новосибирский государственный педагогический университет, tromm@mail.ru, Новосибирск

Профессиональная субъектная активность студента педагогического вуза

Аннотация: 
Реализация личностно-профессиональной позиции воспитателя требует от педагога высокого уровня развития его субъектности. При активном внимании психологии и педагогики к вопросу формирования профессионализма актуализируется проблема становления профессиональной субъектной активности в студенческом возрасте. Несмотря на традиционное в психологии и педагогике внимание исследователей к проблеме субъектности, вне исследовательского поля остаётся вопрос формирования профессиональной субъектной активности будущего педагога как условия его эффективной воспитательной деятельности. Цель статьи – анализ понятия «профессиональная субъектная активность» в контексте ее значимости для воспитательной деятельности будущего педагога. Методология. Исследование проводилось с использованием описательного метода посредством сбора, анализа и обобщения научных литературных данных с целью определения актуальности проблемы. Результаты исследования заключаются в определении понятия «профессиональная субъектная активность», выявлении ее основных характеристик. В заключении делается вывод о том, что профессиональная субъектная активность, являясь одним из компонентов деятельности педагога как воспитателя, поддается целенаправленному формированию в воспитательном пространстве вуза.
Ключевые слова: 
активность, субъектность, субъектная активность, профессиональная субъектная активность
Библиографический список: 

1. Абрамова В. В. Сущность понятия субъектно-профессиональной активности в контексте воспитательной деятельности педагога // Фундаментальные проблемы воспитания в условиях современных социальных процессов: материалы международной научно-практической конференции (8–10 декабря 2020 г., Новосибирск) / под ред. Т. А. Ромм, З. И. Лаврентьевой, Е. М. Скрыпниковой. – Новосибирск: Немо Пресс, 2020. – С. 330–335.
2. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и личность. – М.: Наука, 1991. – 336 с.
3. Александрова Е. А. Научно-методическое сопровождение педагогов // Ярославский педагогический вестник. – 2020. – № 6 (117). – С. 14–21.
4. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. – СПб.: Питер, 2001. – 288 с.
5. Асмолов А. Г. Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека. – М.: Издательский цент «Академия», 2007. – 528 с.
6. Бардынина В. А. Психолого-педагогические условия развития субъектности студентов-психологов в процессе обучения в вузе: автореф. дис. … канд. психол. наук. – Курск, 2008.
7. Бехтер А. А., Филатова О. А. Субъектная активность в совладающем поведении личности // Акмеология. – 2014. – № 1 (65). – С. 21–26.
8. Борытко Н. М. В пространстве воспитательной деятельности: монография. – Волгоград: Перемена, 2001. – 180 с.
9. Боязитова И. В., Ромащенко С. В. Субъектная активность как ресурс развития навыков критического мышления в студенческом возрасте // International journal of medicine and psychology. – 2020. – № 1, Т. 3. – С. 54–61.
10. Брушлинский А. В. Проблемы психологии субъекта. – М.: Изд-во Института психологии РАН, 1994. – 109 с.
11. Гусейнов А. Ш. Толерантность к неопределенности как регулятор субъектной активности личности // Общество: социология, психология, педагогика. – 2018. – № 12 (56). – С. 127–130.
12. Дерябо С. Д. Личность: от субъективности к субъектности // Развитие личности. – 2002. – № 3. – С. 261–265.
13. Ершов А. А. Взгляд психолога на активность человека. – М.: Луч, 1991. – 159 с.
14. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.: Изд. центр «Академия», 2004. – 345 с.
15. Мухаметзянова Ф. Г. Субъектность студента высшего педагогического учебного заведения: автореф. … дис. д-ра пед. наук. – Киров, 2002. – 50 с.
16. Надирашвили Ш. А. Установка и деятельность. – Тбилиси: Мецниереба, 1987. – 361 с.
17. Осницкий А. К. Регуляторный опыт, субъектная активность и самостоятельность человека. Часть 1 [Электронный ресурс] // Психологические исследования: электрон. науч. журн. – 2009. – № 5 (7). – URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 10.06.2021).
18. Примерная программа воспитания [Электронный ресурс]. – М., 2020. – URL: http://form.instrao.ru/ (дата обращения: 25.08.2021).
19. Психология индивидуального и группового субъекта / под ред. А. В. Брушлинского, М. И. Воловиковой. – М.: Пер Сэ, 2002. – 368 c.
20. Ромм Т. А. Научно-методическое сопровождение внедрения программы воспитания // Воспитание как стратегический национальный приоритет: международный научно-образовательный форум. – Екатеринбург, 2021. – С. 39–42.
21. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2002. – 960 с.
22. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утв. распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р) [Электронный ресурс]. – URL: http:// https://rg.ru/2015/06/08/vospitanie-dok.html (дата обращения: 01.08.2021).
23. Сыромятников И. В., Ожерельева И. Г., Репин Э. В. Профессионализм, субъектность и самоопределение специалиста: концептуальные подходы к определению и развитию: монография. – М.: Изд-во СГУ, 2009. – 209 с.
24. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [Электронный ресурс]: Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 №1897. – URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/55070507/ (дата обращения: 01.08.2021)
25. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2020) [Электронный ресурс]. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 20.05.2021).
26. Шайхутдинова Х. А. Формирование soft skills в процессе подготовки студентов к успешной профессиональной деятельности // Поволжский педагогический вестник. – 2020. – Т. 8, № 2 (27). – С. 99–106.
27. Шиповская В. В., Гусейнов А. Ш. Темпоральные аспекты деструктивной субъектной активности личности // Казанский педагогический журнал. – 2019. – № 2 (133). – С. 174–179.
28. Шустова И. Ю. Ориентир воспитания – субъектность воспитанника // Психология и педагогика социального воспитания: материалы III Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, посвященной 85-летию со дня рождения А. Н. Лутошкина / под ред. А. Г. Кирпичника, А. Г. Самохваловой. – Кострома: Костромской государственный университет, 2020. – С. 21–26.
29. Ярошевский М. Г., Петровский А. В. Психология. – М.: Академия, 2002. – 512 с.
30. Turnbu Margaret. Student teacher professional agency in the practicum // Asia-Pacific Journal of Teacher Education. – 2005. – № 33 (2). – P. 195–208.
31. Namgung, Wook, Moate, Josephine, Ruohotie-Lyhty, Maria. Investigating the professional agency of secondary school English teachers in South Korea // Asian-Pacific Journal of Second and Foreign Language Education. – 2020. – Vol. 5, № 5. – P. 195–208. DOI:10.1080/13598660500122116.