УДК: 
377+004
Никитин Михаил Валентинович
Доктор педагогических наук, профессор, ведущий научный сотрудник лаборатории профессионального образования, Институт стратегии развития образования РАО Минпросвещения РФ, niki5.53@mail.ru, Москва

Прикладные требования подготовки трансфессионалов как сетевых специалистов в СПО

Аннотация: 
Дефицит практико-ориентированных научных публикаций по проблеме трансфессионализма педагогического персонала крупных колледжей – образовательных комплексов (ОК) является актуальной междисциплинарной проблемой. Социально-профессиональный заказ на подготовку таких сетевых специалистов – трансфессионалов в системе СПО уже сформировался и спрос на них существует, как в сетевой (цифровой) российской экономике, так и в условиях сетецентрических боевых и небоевых действий российской армии. Практико-ориентированные результаты междисциплинарного научного исследования получены в лаборатории профессионального образования ФГБНУ «Института стратегии развития образования РАО», г. Москва Минпросвещения РФ по госзаданию «Научно-методические основы создания отраслевой стратегии развития образования (среднего профессионального образования) и механизмы его реализации», проект № 073-00086-1901 на плановый период 2020–2021 гг. Введение. Постановка проблемы. По оценкам российских и зарубежных исследователей пока не сложилось единое понимание таких категорий, как: «транспрофессионализм» и «трансфессия». Пока не проводятся комплексные исследования, посвященные изучению содержательных компонентов сетевых компетенций у различных профессиональных групп работников системы СПО. Промежуточные результаты российских исследователей М. Н. Берулава, Г. А. Берулава, Е. М. Дорожкин, В. С. Ефимов, Э. Ф. Зеер, А. Г. Кислов, Д. В. Мальцева, О. Н. Олейникова, М. В. Ромм, Т. А. Ромм, Э. Э. Сыманюк и др. на основе сетевого подхода позволяют определить следующие направления таких исследований: а) определение содержательных компонентов научной новизны трансфессионализма как условия профессиональной успешности работников сетевой (цифровой) экономики; б) специфика концепции сетецентрических войн как соотношения военных и невоенных видов борьбы (А. А. Бартош и др.) и пространство сопряжения профессиональных коммуникаций гражданских и военных специальностей; в) управленческая модель и трансфессиональные компетенции команды сетевых специалистов (Л. М. Нугуманова, Г. А. Шайхутдинова и др.) крупного колледжа – ОК (дизайнер образовательной программы, тьютор, сетевой консультант по выбору профессиональной карьеры, сетевой методист, сетевой юрист). Цель статьи – обосновать инструментальные компоненты обучения трансфессионалов как сетевых специалистов крупного регионального колледжа – ОК, а также определить управленческую модель реализации инновационного потенциала российской образовательной платформы «СФЕРУМ» командой сетевых специалистов такого колледжа. Методология и методы исследования. Настоящая статья основана на теоретико-методологических конструктах, характерных для современного этапа развития сетевого подхода в российской системе профессионального образования, который востребует трансфессионализм как готовность сетевых специалистов колледжа к выполнению широкого спектра специализированных видов профессиональной деятельности (M. Horsburgh, R. Ladmin, E. Williamson). Их ядром выступают soft skills как гибкие социально-профессиональные компетенции. Методы исследования: теоретические (разработка и критический анализ категорий трансфессионализма, уточнение понятийного аппарата, критический анализ управленческой модели команды сетевых специалистов колледжа по реализации образовательного потенциала российской платформы «СФЕРУМ»); эмпирические (наблюдения и критический анализ пилотной практики крупных российских региональных колледжей). Результаты исследования, обсуждение. Трансфессионализм и сетевой подход в фокус своего анализа ставят готовность трансфессионалов как сетевых специалистов колледжа к формированию устойчивых связей и отношений с новыми реалиями российской многоукладной экономики и общества. Тем самым ими проектируется пространство будущего, позволяющее реализовать образовательные и воспитательные потребности всем субъектам таких отношений. Представлено междисциплинарное осмысление феномена трансфессионализма; определен актуальный понятийный аппарат; разработана управленческая модель реализации командного потенциала сетевых специалистов колледжа, адекватная инновационному потенциалу российской образовательной платформы «СФЕРУМ». Заключение. Важным условием успешности профессиональной деятельности сетевых специалистов-транфессионалов крупного регионального колледжа – образовательного комплекса должно стать уточнение перечня критериев и требований по реализации профессиональных задач: общие (когнитивно-профессиональные); ценностные (прикладные ценности как этические нормы профессиональной деятельности); специальные (сетевые компетенции); управленческие, инновационные, коммуникативные и креативные. Предметами дальнейшего критического обсуждения должны стать: разработка инструментов научно-методического обеспечения сетевого потенциала крупного регионального колледжа – ОК в русле образовательных ресурсов российской платформы «СФЕРУМ».
Ключевые слова: 
транспрофессионализм; трансфессия; сетевая образовательная среда; крупный региональный колледж – образовательный комплекс (ОК); команда сетевых специалистов-трансфессионалов; сетецентрические войны; российская образовательная платформа «СФЕРУМ».
Библиографический список: 

1. Атлас новых профессий 2.0 / под ред. П. Лукши. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Изд-во «ОЛИМП-БИЗНЕС», 2016. – 288 с.
2. Берулава М. Н., Берулава Г. А. Теория сетевого образования // Наука и профессиональное образование: к 70-летию РАО: колл. монография / под ред. И. П. Смирнова, Е. В. Ткаченко, С. Н. Чистяковой. – М.: ЭКОН-ИНФОРМ, 2013. – С. 160–170.
3. Ефимов В. Э. Будущее высшей школы в России: экспертный взгляд. Форсайт-исследование – 2030: Аналитический доклад. – М.: ИНФРА-М; Красноярск, 2014. – 294 с.
4. Зеер Э. Ф., Сыманюк Э. Э. Социально-гуманитарная образовательная платформа развития транспрофессионализма субъектов профессиональной деятельности // Профессиональное и высшее образование: вызовы и перспективы развития / авт.-сост.: С. Н. Чистякова, Е. Н. Геворкян, Н. Д. Подуфалов. – М.: Экон-Информ, 2018. – С. 227–240.
5. Мальцева Д. В. Сетевой подход в социологии: генезис идей и применение: монография. – Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2017. – 220 с.
6. Никитин М. В. Становление сетевого профессионального образования: ресурсы организаций и сообществ: практико-ориентированная монография. – М.: РУСАЙНС, 2018. – 260 с.
7. Никитин М. В. Становление полисубъектного сетевого партнёрства СПО: пилотные практики и механизмы // Сибирский педагогический журнал. – 2021. – № 1. – С. 7–16.
8. Никитин М. В. Сетевой потенциал колледжа – образовательного комплекса: сетевые программы, прикладные ценности, структуры, инструменты, результаты: практико-ориентированное учебно-методическое пособие. – М.: РУСНАЙС, 2021. – 168 с.
9. Нугуманова Л. М., Шайхутдинова Г. А. Концептуальные идеи подготовки высоковалифицированных рабочих в условиях проведения мировых чемпионатов WORLDSKILLS // Современные проблемы профессионального и высшего образования: состояние и оценка: колл. моногр. / авт.-сост.: С. Н. Чистякова, Н. Д. Подуфалов, Е. Н. Геворкян. – М.: Экон-Информ, 2019. – С. 116–125.
10. Олейникова О. Н., Редина Ю. Н., Маркелова Ю. В. Тенденция развития профессионального образования и обучения: контекст ЕС // Профессиональное образование и рынок труда. – 2019. – № 3. – С. 113–140.
11. Ромм М. В., Заякина Р. А. Инновационный вуз: сетевая перспектива в партнерских сообществах: монография. – Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2018. – 431 с.
12. Смирнов И. П. Сетевая перспектива профессионального образования: взгляд на практико-ориентированную монографию профессора М. В. Никитина // Профессиональное образование и рынок труда. – 2018. – № 4. – С. 55–65.
13. Horsburgh M., Ladmin R., Williamson E. Multiprofessijnal learning the attitudes of medical, nursing and pharmacy students to shared learning // Blackwell Science Ltd MEDICAL EDUCATION. – 2001. – P. 876–883.
14. Powell J., Picard A. Professionalism, multi-professionalism, inter-professionalism and transprofessionalism [Электронный ресурс]. – URL: http: // www.atee2005.nl.download/papers/08_pp.pdf (дата обращения: 05.10.19).
15. Perrault T. Digital Companies Need More Liberal Arts Majors // Harvard Business Review. http://hbr.org/2016/01/digital-companies-need-more-liberal-arts-majors. (дата обращения: 05.10.19).
16. Reckwitz A. Die Gesellschaft der Singularitaten. Zum Strukturvan-del der Moderne. – Berlin: Suhrkamp, 2017.
17. Schwab K. The Fourth industrial Revolution. – New York: Crown Business, 2017.