Шепшинская Инна Михайловна
Старший преподаватель кафедры английского языка, Новосибирский государственный педагогический университет, shepshinskaya.inna@yandex.ru, Новосибирск
Аннотация:
Профессиональная подготовка студентов педагогического вуза базируется на компетентностном подходе. Современными результатами профессионального образования являются компетенции и компетентности. Сложность формирования и оценивания компетенций объясняется их многокомпонентной структурой и способностью проявляться только в деятельности. Следует отметить, что часто оценивание компетенций происходит с помощью заданий, направленных на проверку усвоения знаний по определенным дисциплинам. Современные средства оценки компетенций должны быть ориентированы на оценивание деятельности студентов, ее продуктов и проявлений.
Цель статьи – разработать методику оценивания коммуникативной компетенции студентов педагогического вуза, обучающихся на факультете иностранных языков.
Методология и методы исследования. Методологическую основу исследования составили: компетентностный подход и его положения о новых результатах образовательного процесса в вузе, методах формирования и оценивания компетенций (Н. Ф. Ефремова, Г. И. Ибрагимов, L. K. Baartman, M. Kanik); контекстный подход, который объясняет необходимость создания учебных ситуаций, моделирующих условия выполнения профессиональной деятельности, для формирования и оценивания современных образовательных результатов (А. А. Вербицкий). Методы исследования: анализ научной литературы по теме исследования, педагогическое проектирование, моделирование.
Результаты исследования. Разработана и представлена методика оценивания коммуникативной компетенции студентов педагогического вуза, обучающихся на факультете иностранных языков. Предлагаемая методика состоит из трех взаимосвязанных компонентов:
1) проектирование оцениваемого конструкта (выявление содержания коммуникативной компетенции, которое необходимо подвергнуть оценке); 2) проектирование оценочного средства; 3) проектирование критериев оценки и оценочных шкал. Создана модель оценочного средства. Предложен универсальный алгоритм конструирования содержания оценочного средства, который основан на выявлении и описании типичных схем речевого взаимодействия участников делового общения. Рассмотрены критерии качества, предъявляемые к современным оценочным средствам (аутентичность, прозрачность, значимость содержания КИМ для студентов, многофункциональность оценочного средства, его эффективность). Обобщен и описан зарубежный опыт конструирования прагматических тестов устной коммуникации (Discourse completion task).
Ключевые слова:
коммуникативная компетенция, оценка компетенций, оценочные средства, анализ коммуникативной ситуации
Библиографический список:
1. Вербицкий А. А. Гуманизация и компетентность: контексты интеграции. – Брат.: МГПОУ, 2006. – 164 с.
2. Ефанова О. А. Форма тестовых заданий // Ученые записки ОГУ. Серия: Гуманитарные и социальные науки. – 2018. – № 4 (81). – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/forma-testovyh-zadaniy (дата обращения: 01.06.2021).
3. Ефремова Н. Ф. Формирование и оценивание компетенций в образовании: монография. – Ростов-на-Дону: Аркол, 2010. – 386 с.
4. Ефремова Н. Ф. Подходы к оцениванию компетенций в высшем образовании: учеб. пособие. – М.: Изд-во ИЦПКПС, 2010. – 214 с.
5. Ибрагимов Г. И., Ибрагимова Е. М. Оценивание компетенций: проблемы и решения // Высшее образование в России. – 2016. – № 1. – С. 43–52. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/otsenivanie-kompetentsiy-problemy-i-re... (дата обращения: 07.06.2021).
6. Ледовская Т. В., Солынин Н. Э. Основные подходы к оценке результатов освоения студентами основных образовательных программ // Ярославский педагогический вестник. – 2019. – № 1. – C. 49–55. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osnovnye-podhody-k-otsenke-rezultatov-... (дата обращения: 05.06.2021).
7. Ряписов Н. А. Механизм оценки компетенций в системе управления образованием. – Новосибирск: НГПУ, 2014. – 127 с.
8. Сороковых Г. В., Жаркова Т. И. [и др.] Современные средства оценивания качества иноязычной коммуникативной компетенции: Теория и практика. – М.: УЦ «Перспектива», 2019. – 279 с.
9. Шепшинская И. М. Трилог как единица обучения студентов вуза полилогическому общению в формате «дискуссия» // МНКО. – 2021. – № 1 (86). – C. 167–171. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/trilog-kak-edinitsa-obucheniya-student... (дата обращения: 2.06.2021).
10. Baartman L. K. J. et al. The wheel of competency assessment: Presenting quality criteria for competency assessment programs // Studies in educational evaluation. – 2006. – Т. 32, № 2. – С. 153–170.
11. Baartman L. K. J. et al. Evaluating assessment quality in competence-based education: A qualitative comparison of two frameworks // Educational research review. – 2007. – Т. 2, № 2. – С. 114–129.
12. Kim K. S. A study of the problems of discourse completion tests // ENGLISH TEACHING. – 2007. – Т. 62, № 4. – С. 241–256.
13. Kanik M. Reverse discourse completion task as an assessment tool for intercultural competence // Studies in Second Language Learning and Teaching. – 2013. – Т. 3, № 4. – С. 621–644.
14. Chen Y., Rau V. Developing multiple-choice discourse completion tasks as pedagogical materials in L2 pragmatics // Research Gate. – 2013. – С. 106–120.