УДК: 
37(09)
Джуринский Александр Наумович
Доктор педагогических наук, профессор, академик Российской академии образования, Московский педагогический государственный университет, djurins@yandex.ru, Москва

Педагогические идеи и практики иезуитов эпохи позднего средневековья (XVI–XVII вв.)

Аннотация: 
В статье рассмотрена педагогическая деятельность иезуитов на первом этапе развития ордена Св. Лойолы. Орден иезуитов намеревался монополизировать воспитание и обучение юных поколений правящих страт. Иезуиты искали «третий путь» между формулами римско-католической педагогики и светскими подходами к воспитанию и обучению. Конгрегация иезуитов использовала идейный педагогический потенциал Возрождения и Реформации, трактуя его с консервативных позиций. В статье исследована деятельность колледжей иезуитов: управление, программы, методы обучения и воспитания. Среди воспитанников иезуитских школ оказались те, кто критиковал своих наставников. Со временем критика педагогики иезуитов нарастала. Ряд исследователей находят в этой педагогике немало положительного.
Ключевые слова: 
педагогика иезуитов, колледжи иезуитов, критики и сторонники педагогики иезуитов.
Библиографический список: 

1. Гаррисон Дж. Иезуитская педагогика – полезный опыт. 1970. – URL: http://xn--b1amnebsh.ru-an.info/ (дата обращения: 12.07.21)
2. Джуринский А. Н. История зарубежной педагогики. – М.: Форум-Инфра-М., 1998. – 272 с.
3. Джуринский А. Н. История педагогики и образования. – М.: Юрайт. 2014. – 676 с.
4. Chartier R. e.au. L‘Education en France du XVI au XVIII siècle. – Paris: Société d’éditions, 1976. – 304 p.
5. Durkheim E. L’évolution pédagogique en France. – Paris: Presses Universit- aires de France, 1969. – 404 p.
6. Grafton A. Teacher, text and pupil in the Renaissance class-room: a case study from a Parisian college // History of Universities. – 1981. – V. 1. – P. 37–70.
7. Guillermou A. Les Jesuites. – Paris: Presses universitaires de France, 1963. – 126 p.
8. Nelle P. Historia magistra antiquitatis: Cicero and Jesuit history teaching // Renaissance Studies. – 1999. – Vol. 13, № 2. – P. 130–172.
9. Thomas Hughes S. J. Loyola and Educational System of the Jesuits. – New York: Charles Scribner’s Sons, 1892. – 302 p.