УДК: 
37.0+159.922.7+316.3/.4
Смолонская Анна Николаевна
Кандидат педагогических наук, Кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогического образования, Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова, sergiusav@mail.ru, Кострома

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ И ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У ДЕТЕЙ

Аннотация: 
В статье рассматриваются особенности развития и формирования коммуникативных компетенций у детей дошкольного возраста с нарушениями зрения. Проводится мысль о том, что коммуникативные компетенции являются интегральными личностными качествами ребенка, направленными на обеспечение результативности коммуникативного взаимодействия, обусловленные опытом межличностного общения, уровнем сформированности и развития, позволяющие успешно справляться с решением проблем. Причиной выявленных проблем общения у детей экспериментальной группы явились: отсутствие потребности во взаимодействии с окружающими; отсутствие необходимых умений, навыков и форм общения; недостаточность информации о партнере по общению; нечеткие, слабые представления о средствах вербального и невербального взаимодействия и владение навыками их воспроизведения; уход от общения и трудности в установлении контактов с взрослыми и сверстниками, в поддержании процесса коммуникативного взаимодействия; недостаток социального опыта, коммуникативных связей с окружающими; воздействие неблагоприятных социальных и психологических факторов на формирование особенностей личности ребенка, затрудняющих коммуникативное взаимодействие детей. Предпринята попытка рассмотреть основные направления формирования коммуникативных компетенций.
Ключевые слова: 
компетенции, коммуникативное взаимодействие, коммуникативные компетенции, коммуникативные умения, общение
Библиографический список: 

1. Басалаева Н. В., Захарова Т. В. Ключевые компетенции как интегральный результат современного образования //Сибирский педагогический журнал. – 2012. №5. – С. 183–185.
2. Басов Н. Ф. Социальное обеспечение, защита и поддержка инвалидов в советской и современной России // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. – 2012. – Т. 18. – №4. – С. 143–149.
3. Бычкова С. С. Формирование умения общения со сверстниками у старших дошкольников: методические рекомендации для воспитателей и методистов дошкольных образовательных учреждений. – М.: АРКТИ, 2002. – 96 с.
4. Григорьева Г. В. Особенности владения невербальными средствами общения дошкольниками с нарушениями зрения // Дефектология. – 1998. – №5. – С. 76–87.
5. Дзоз В. А., Трифонов С. И., Чеснокова Г. С. Организация инклюзии в системе непрерывного образования //Сибирский педагогический журнал. – 2013. – №2. – С.233–238.
6. Панфилова М. А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. Практическое пособие для психологов, педагогов и родителей. – М.: Изд-во «ГНОМ и Д», 2000. – 160 с.
7. Ромм Т. А. Социальное воспитание – ресурс развития социальности в человеке // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. – 2010. – Т. 16. – №2. – С. 11–15.
8. Самохвалова А. Г. Специфика коммуникативной активности ребенка как субъекта затрудненного общения // Сибирский педагогический журнал. – 2013. – №1. – С. 227–232.
9. Смолонская А. Н. Проблемы коммуникативного взаимодействия детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. – 2013. – Т. 19. – № 3. – С. 160–163.
10. Трофимова Г. С. Дидактические основы формирования коммуникативной компетентности обучаемых: дис. … канд. пед. наук. – Санкт-Петербург, 2000. – 397 с.
11. Юдина Е. Г., Степанова Г. Б., Денисова Е. Н. Педагогическая диагностика в детском саду: пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2006. – 144 с.