УДК: 
372.016:811.161.1
Ярославцева Юлия Викторовна
Без ученой степени, Аспирант кафедры теории обучения русскому языку и педагогической риторики, Института филологии, массовой информации и психологии, Новосибирский государственный педагогический университет, jaroslav3@yandex.ru, Новосибирск

ДИАЛОГ КУЛЬТУР КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ

Аннотация: 
В статье обоснована необходимость включения в лингвистическое образование диалога культур с целью укрепления межнациональных связей, воспитания толерантного отношения к представителям других культур. В статье представлен количественный состав субъектов Российской Федерации, и на основании анализа выявлена актуальность культурного диалога с представителями Азии и Кавказа на уроках русского языка, такая деятельность способствует расширению границ учебного предмета, повышению мотивации учащихся к усвоению знаний, пониманию себя как части русского народа, способного видеть культурное богатство не только своей нации; учтены факторы, влияющие на реализацию принципа диалога культур. Предложенные в статье задания направлены на развитие социокультурной компетенции учащихся, на знакомство с поведенческими тактиками русских и кавказцев через анализ фольклорных текстов и текстов художественной литературы, в которых отражен культурный компонент.
Ключевые слова: 
диалог культур, социокультурная компетенция, толерантность, русский язык
Библиографический список: 

1. Волынец А.Г. Школа диалога культур: вокруг оснований [Электронный ресурс]. URL. http://www.culturedialogue.org (дата обращения 22.09.2013).
2. Воробьев Г. А. Развитие социокультурной компетентности будущих учителей иностранного языка // Иностранные языки в школе. – 2003. № 2. – С. 30–35.
3. Гальскова Н. Д., Гез Н. И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика. – М.: Академия, 2006. – 238 с.
4. Гогиберидзе Г. М. Диалог культур в системе литературного образования. — М.: Наука, 2003. — 182 c.
5. Окончательные итоги переписи населения [Электронный ресурс]. URL: http://perepis-2010.ru (дата обращения 19.08.2013).
6. Проект ФОМСОЦ [Электронный ресурс]. URL: //www. fom.ru (дата обращения 17.08.2013).
7. Сафонова В. В. Социокультурный подход к обучению иностранным языкам. – М.: Высшая школа, Амскорт интернэшнл, 1991. – 305 с.
8. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. – М.: Просвещение, 2011. – 48 с.