УДК: 
372.016:94+37.0
Бехтенова Елена Федоровна
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры истории России и всеобщей истории, Новосибирский государственный педагогический университет, bekhtenova@mail.ru, Новосибирск

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ СОЗДАНИЯ МОТИВАЦИОННОЙ ОСНОВЫ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ИСТОРИИ

Аннотация: 
В статье рассматриваются педагогические условия создания мотивационной среды в процессе обучения школьников, предложены различные приемы мотивации на уроках истории. Большое внимание уделяется важности наличия социально и/или личностно значимой для школьников проблемы как одного из условий мотивации на уроке. Выявлена и обоснована роль различных исторических источников в создании мотивации при изучении истории в школе. Рассматривается мотивационная основа вещественных и устных источников при изучении истории России и региональной истории. Организация проектной деятельности на уроке истории с привлечением исторических источников, обращение к истории семьи школьника, истории его малой родины – условие создание мотивационной основы урока. Автором обоснована необходимость формирования у школьников комплекса личностных, предметных и метапредметных умений.
Ключевые слова: 
мотивация, педагогические условия, познавательная деятельность, предметные, метапредметные, личностные умения, история, региональная история.
Библиографический список: 

1. Вяземский Е. Е. Уроки истории: думаем, спорим, размышляем : работаем по новым стандартам : пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Е. Е. Вяземский, О. Ю. Стрелова. – М. : Просвещение, 2012. – 192 с.
2. Голованова Н. Ф. Педагогические основы социализации младшего школьника: автореф. … дис. …д-ра пед. наук. – СПб., 1996. – 23 с.
3. Дрёмова Л. И. Храмы и монастыри – источник изучения русской культуры // Сибирский педагогический журнал. – 2013. – № 1. – С. 125–131.
4. Исторические источники в исследовательской и образовательной практике: коллективная монография / под ред. О. М. Хлытиной, В. А. Зверева. – Новосибирск: Изд. НГПУ, 2001. – 288 с.
5. Исторические источники в преподавании истории в школе и вузе: современные исторические подходы : коллективная монография / под ред. В. А. Зверева, О. М. Хлытиной; Мин-во образования и науки РФ, Новосиб. гос. пед. ун-т. – Новосибирск : Изд-во НГПУ, 2013. – 148 с.
6. Кларин М. В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования игры и дискуссии : (анализ зарубежного опыта) / М. В. Кларин. – М.: Наука, 1997. – 176 c.
7. Лернер И. Я. Развитие мышления учащихся в процессе обучения истории. М.: Просвещение, 1982. – 191 с.
8. Пахомова. Н. Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: пособие для учителей и студентов пед. вузов. – М., АРКТИ, 2003. – 123 с.
9. Сериков В. В. Личностно-ориентированное образование: феномен, концепция, технологии. – Волгоград, 2000. – 128 с.
10. Сериков В. В. Личностно-ориентированное образование: к разработке дидактической концепции // Педагогика. – 1994. – № 5. – С. 16–22.
11. Стрелова О. Ю. Примерная программа о результатах изучения истории // Преподавание истории в школе. – 2010. – № 9. – С. 49–54.
12. Стрелова О. Ю. Учебник истории : старт в новый век : пособие для учителя / О. Ю. Стрелова, Е. Е. Вяземский. – М. : Просвещение, 2006. – 143 с.
13. Теория и методика обучения истории. Словарь справочник / Э. В. Ванина, Л. К. Ермолаева, О. Н. Журавлева и др.; Под ред. В. В. Барабанова и Н. Н. Лазуковой. – М.: Высш. шк., 2007. – 352 с.
14. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М. : Просвещение, 2011. – 48 с.