УДК: 
372.016:94 + 94
Хлытина Ольга Михайловна
Кандидат педагогических наук, Кандидат педагогических наук, профессор кафедры отечественной истории, Новосибирский государственный педагогический университет, khlytina@mail.ru, Новосибирск

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ШКОЛЬНИКОВ В ОБЛАСТИ ИСТОРИИ: ПРОБЛЕМЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ

Аннотация: 
В статье сформулированы историко-методологические, психолого-дидактические и методические проблемы педагогического сопровождения исследовательской деятельности школьников в области истории, которой в связи с введением ФГОС предстоит стать обязательной формой организации деятельности обучающихся. Проследив взаимосвязь эволюции методологии исторической науки и приемов работы с историческими источниками на школьных уроках, автор обосновывает возможность трех моделей учебных исследований в области истории и характеризует их сущность. Учитывая особенности исследовательской деятельности, осуществляемой школьниками в рамках учебной, автор обозначает допустимую меру участия педагога в ученическом исследовании (совместное определение замысла работы), а также критерии оценивания ученических работ (степень овладения методологическим компонентом учебного исторического познания). Показав, что в современной школьной практике исследовательская деятельность, в том числе, ориентированная на изучение учащимися «истории вокруг», вынесена за рамки урока, автор предлагает включать в планирование курсов истории лабораторные уроки в форме исследовательских мини-проектов.
Ключевые слова: 
методика обучения истории; исследовательская деятельность школьников; индивидуальный проект; учебное исследование.
Библиографический список: 

1. Белоусова Т. Н., Мазниченко М. А. Mифы об исследовательской и проектной деятельности школьников // Школьные технологии. – 2010. – № 6. – С. 8–14.
2. Габай Т. В. Педагогическая психология. : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – 2-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 240 с.
3. Гузеев В. В., Курчаткина И. Б. Исследовательская работа школьников: суть, типы и методы // Школьные технологии. – 2010. – № 5. – С. 49–52.
4. Исторические источники в исследовательской и образовательной практике: коллективная монография / под ред. О. М. Хлытиной, В. А. Зверева. – Новосибирск: Изд. НГПУ, 2011. – 288 с.
5. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413 [Электронный ресурс]. URL: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=6408 (дата обращения:14.02.2014).
6. Хлытина О. М. Исторические источники в учебном историческом познании: традиции и инновации // Омский научный вестник. – 2008. – № 6. – С. 163–167.
7. Хлытина О. М. Методологический компонент учебного исторического познания на старшей ступени школы // Сибирский педагогической журнал. – 2010. – № 9. – С. 209 – 219.
8. Шапоринский С. А. Обучение и научное познание. М.: Педагогика, 1981. – 208 с.