УДК: 
378.1+316.614
Троцкая Алла Ивановна
Без ученой степени, Старший преподаватель кафедры педагогики и психологии профессионального образования факультета технологии и предпринимательства, Новосибирский государственный педагогический университет, trockayaftip@yandex.ru, Новосибирск

АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ

Аннотация: 
В статье обосновывается актуальность взаимообусловленности ценностей и социализации личности. На основе анализа различных подходов в определении понятия «социализация», автором обосновывается актуальность использования социокультурного подхода, которой отражает ценность триединства личности, общества и культуры. Показано значение ценностных трансформаций современного общества и их влияние на процесс социализации. Опираясь на ценностную относительность в интерпретации многообразия мировоззренческих, рациональных и культурных идентичностей, в статье представлена «новая» модель социализации. Особое значение в которой, отводится действию специализированных институтов социализации – семье и образованию. Учитывая закономерности возрастного развития личности, становится возможным выделить раннюю социализацию (периоды детства и юности) и зрелую (периоды зрелости и старости). На примере эмпирического исследования ценностных ориентаций студентов факультета технологии и предпринимательства НГПУ, выявляется и исследуется влияние первичной социализации личности в семье на вторичную социализацию в системе образования.
Ключевые слова: 
ценности, социализация, индивидуализация, профессиональное образование, социальная самоидентификация, модернизация системы ценностей.
Библиографический список: 

1. Абрамова М. А., Гончарова Г. С., Костюк В. Г. Социокультурная адаптация молодежи Севера к условиям современных трансформаций (на материалах исследований в Республике Саха (Якутия)). – Новосибирск: Нонпарель, 2011. – 320 с.
2. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности: трактат по социологии знания. – М.: Моск. филос. фонд, 1995. – 322 с.
3. Дубровин Д. Н. Психологическая адаптация как фактор личностного самоопределения: автореф. дис. … канд. психол. наук. – Москва, 2005. – С. 7–8. Общее число стр
4. Ильин И. Постмодернизм от истоков до конца столетия. - М.: Интрада, 1998. – С. 67
5. Кон И. С. Социология личности. М.: Политиздат, 1967. – С. 21–24.
6. Корель Л. В. Адаптация в меняющемся мире: от традиции к рациональности // Россия и россияне в новом столетии: вызовы времени и горизонты развития: Исследования Новосибирской эконом-социолог.школы. – Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2008. – 748 с.
7. Петровский А. В. Вопросы истории и теории психологии. – М.: Инфа- М, 1984. – 180 с.
8. Ромм М. В., Ромм Т. А. Социализация и профессиональное воспитание в высшей школе // Высшее образование в России. – 2010. – №12. – C. 104–114
9. Смелзер Н. Социология. – М.: Феникс, 1994. – 108 с.
10. Социальная траектория реформируемой России / отв. ред. Т.И. Заславская. – Новосибирск.: Наука. Сиб. предприятие РАН, 1999. – С.149–151
11. Троцкая А. И. Теоретические основы формирования социально-профессиональных ценностей студентов: монография. Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2013. – 89 с.
12. Berger, P. L., Luckmann T. The Social Construction of Reality. A Treatise on sociology of Knowledge. 1966; Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности: трактат по социологии знания. М.: Моск. филос. фонд, 1995.; Цит. по Реан А.А. Психология человека от рождения до смерти. – М.: Олма-Пресс, 2002. – 384 c.