УДК: 
378+37.0
Мжельская Татьяна Владимировна
Кандидат исторических наук, доцент кафедры отечественной и всеобщей истории, Новосибирский государственный педагогический университет, mzel08@mail.ru, Новосибирск

ПРИЕМЫ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ В ПРЕПОДАВАНИИ ДИСЦИПЛИНЫ «ТЕХНОЛОГИИ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ»

Аннотация: 
В данной статье показана возможность применения приемов развития критического мышления в процессе преподавания дисциплины «технологии организации самостоятельной работы». Использовались такие приемы как ИНСЕРТ, «таксономия вопросов», фишбоун, кластер, РЕКЛЕ. На всех трех стадиях (вызов, осмысление или реализация смысла, рефлексия или размышление) грамотно выстроенное занятие позволяет либо повышать мотивацию студентов к обучению, либо формировать у них навыки самостоятельной работы. Все вопросы, которые ставились перед студентами на стадии вызова, были направлены не только на актуализацию имеющихся у них знаний, но и повышение мотивации к обучению, в том числе приемам самостоятельной работы. На стадии осмысления решалась главная задача: научить студентов умению самостоятельно работать с научным текстом. Задача стадии рефлексии – встроить новые знания в систему имеющихся сведений по теме, выработать отношение к ней и, если необходимо, наметить пути дальнейшего поиска по теме.
Ключевые слова: 
самостоятельная работа, критическое мышление, образовательные технологии.
Библиографический список: 

1. Гилязова И. Б. Методика организации и оценивания самостоятельной работы студентов вуза на примере изучения химических дисциплин // Сибирский педагогический журнал. – 2012. –№ 2. – С. 27–32.
2. Грудзинская Е. Ю. Педагогическая технология «развитие критического мышления через чтение и письмо» в подготовке специалистов // Вестник ННГУ. – Нижний Новгород, 2005. – Вып. 1(6) – Серия «Инновации в образовании». – С. 181–188.
3. Дерига Е.С. Возможности образовательной технологии критического мышления при реализации компетентностного подхода в вузе // Философия образования – 2010. – № 3. – С. 160–166.
4. Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке. пособие для учителей общеобразовательных учреждений. – Москва, 2011. – Серия «Работаем по новым стандартам».
5. Коновалова С.Ф. Роль педагога в организации самостоятельной работы студентов медицинского вуза // Сибирский педагогический журнал. – 2012. –№ 4. – С. 140–144.
6. Мжельская Т.В. Воспитательные возможности археологической практики (из опыта работы) // Актуальные проблемы археологии, истории и культуры. – Новосибирск: НГПУ, 2005. – Том. 3. –С. 55–59.
7. Мжельская Т. В. Приёмы технологии РКМЧП в процессе обучения студентов ИИГСО НГПУ// Сибирский педагогический журнал 2013. – № 5. – С. 118–121.
8. Мжельская Т. В., Дураков И. А. Археологическая практика: взгляд в прошлое, перспективы будущего // Вестник педагогических инноваций. – Новосибирск: НГПУ. – 2010. – № 3 – С.132– 138.
9. Мжельская Т. В., Дураков И. А. Мультидисциплинарные исследования в археологии. – Новосибирск: Изд. НГПУ. – 2011.– 132 с.
10. Умбрашко К. Б. Классификация исторических источников в профессиональной подготовке бакалавров (культурологические аспекты) // Сибирский педагогический журнал. – 2012. – № 4. – С. 95–101.
11. Чапля Т. В. Коммуникативные стратегии в образовании // Сибирский педагогический журнал. – 2013. – № 1. – С. 132–137.