УДК: 
37.0+13
Махинин Александр Николаевич
Кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой общей педагогики, Воронежский государственный педагогический университет, alex-makhinin@yandex.ru, Воронеж

Инвариантная составляющая разработки целевых программ формирования российской идентичности в образовательных организациях

Аннотация: 
В статье представлено авторское теоретическое обоснование необходимости разработки целевых программ формирования российской идентичности в образовательных организациях. При этом принимая как данность поликультурный характер российского общества, автор стремится определить инвариантную часть таких программ. Цель статьи – определить инвариантную составляющую разработки целевых программ формирования российской идентичности в образовательных организациях. Методологию составили социокультурный и системный подходы к анализу педагогических явлений и с опорой на основные непедагогические концепции идентичности зарубежных и отечественных исследователей. В качестве ведущих использовались методы анализа, обобщения, интерпретации результатов философских, социологических, психологических и педагогических исследований, массовой и авторской педагогической практики, моделирования отдельных позиций концепции педагогического процесса формирования российской идентичности личности. Обращается внимание на то, что современной педагогике (если она хочет быть современной) принципиально важно определиться с совокупностью педагогически значимых характеристик российской идентичности, что позволит проектировать педагогический процесс ее формирования и указывать на педагогически допустимые средства и возможные риски его научно-методического сопровождения. Взаимозависимость и взаимовлияние процессов развития (основного) и формирования (сопровождающего) обуславливает объективные ограничения педагогических вмешательств. В целях совершенствования профессиональной детальности педагогических коллективов в рамках формирования российской идентичности обучающихся предлагается к обсуждению структура модульной программы формирования российской идентичности в образовательных организациях.
Ключевые слова: 
российская идентичность, субъект, референтность, целевая программа, модули
Библиографический список: 

1. Белинская Е. П. Современные исследования идентичности: от структурной определенности к процессуальности и незавершенности // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета. Социологические науки. – 2018. – Том 8, вып. 1. – С. 6–15.
2. Дугин А. Г. Постфилософия. Три парадигмы в истории мысли. – М.: Евразийское движение, 2009. – 744 с.
3. Замараева Ю. С. Региональные культурные практики формирования сложных форм идентичности (на материале Красноярского края): автореф. дис. … д-ра культурологии. – Красноярск, 2021. – 40 с.
4. Иванова С. В. О гражданственности, национальной идентичности, безопасности // Ценности и смыслы. – 2012. – № 5. – С. 4–9.
5. Куренной В. И. Исследовательская и политическая программа культурных исследований // Философско-литературный журнал Логос. – 2012. – №. 1. – С. 14–79.
6. Максимова Л. Ю. Педагогическая система формирования гражданской идентичности обучающихся общеобразовательных организаций Министерства обороны Российской Федерации: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. – М., 2021. – 40 с.
7. Малыгина И. В. Идентичность в философской, социальной и культурной антропологии: учебное пособие. – М.: Согласие, 2018. – 240 с.
8. Мудрик А. В. Социализация человека. – М.: Академия, 2006. – 303 с.
9. Пастухова Л. С. Педагогические практики формирования гражданской идентичности молодежи // Ценности и смыслы. – 2018. – № 4 (56). – С. 34–53.
10. Резникова К. В. Социальное конструирование общенациональной идентичности в Российской Федерации: автореф. дис… канд. филос. наук. – Красноярск, 2012. – 20 с.
11. Санина А. Г. Социальные основания гражданской идентичности в современном обществе: субстанциональный, пространственный и деятельностный аспекты // Вестник Санкт-Петербургского университета. Социология. – 2010. – № 4. – С. 281–286.
12. Селиванова Н. Л. Предпосылки создания перспективных моделей воспитания // Сибирский педагогический журнал. – 2013. – № 3. – С. 25–29.
13. Указ Президента РФ от 19 декабря 2012 г. № 1666 «О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года». – URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70184810/ (дата обращения: 12.07.2021).
14. Федеральные государственные образовательные стандарты. – URL: https://fgos.ru/ (дата обращения: 12.07.2021).
15. Шакурова М. В. Педагогическое сопровождение становления российской идентичности школьников. – Воронеж: ВГПУ, 2010. – 159 с.
16. Шакурова М. В. Формирование идентичности современного ребенка в контексте социокультурной ситуации его развития // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 4: Педагогика. Психология. – 2016. – № 2 (41). – С. 15–26.
17. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис: пер. с англ. / общ. ред. и предисл. А. В. Толстых. – М.: Прогресс, 2008. – 340 с.
18. Barret M. The effects of being categorised: The interplay between internal and external social identities // European review of social psychology. – 2003. – Т. 14, № 1. – Р. 139–170.
19. Benet-Martínez V. Multiculturalism and creativity: Effects of cultural context, bicultural identity, and ideational fluency // Social Psychological and Personality Science. – 2013. – Т. 4, № 3. – Р. 369–375.
20. Swann W. B. When group membership gets personal: A theory of identity fusion // Psychological review. – 2012. – Т. 119, № 3. – Р. 441–456.
21. Weinreich P., Saunderson W. Analysing identity: Cross-cultural, societal and clinical contexts. – London: Routledge, 2002. – 416 р.