УДК: 
373.3/.5+371
Адольф Владимир Александрович
Доктор педагогических наук, профессор, директор Института физической культуры, спорта и здоровья им. И. С. Ярыгина, Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева, adolf@kspu.ru, Красноярск
Цзян Елена Анатольевна
Кандидат педагогических наук, доцент, средняя общеобразовательная школа № 9 города Лесосибирска, anna52838@mail.ru, Лесосибирск

Создание специализированного класса психолого-педагогического направления с профильным обучением в общеобразовательной школе

Аннотация: 
Статья посвящена описанию опыта по созданию специализированного класса психолого-педагогической направленности в общеобразовательной школе. Обозначаются организационные направления его поэтапного формирования, намечена содержательная составляющая каждого этапа функционирования психолого-педагогического класса, предопределены теоретические идеи его создания. Целью статьи является описание опыта по созданию специализированного класса психолого-педагогической направленности в общеобразовательной школе. Методология и методы исследования. Теоретическую основу процесса организации специализированного класса психолого-педагогического направления составляют идеи: П. К. Энгельмеера, Л. С. Выготского, Б. М. Теплова, Ю. З. Гильбух. Основными методами исследования являются анализ научной литературы, обобщение и моделирование. Результаты исследования. В ходе проведенной работы обозначаются организационные направления поэтапного формирования специализированного класса психолого-педагогического направления в общеобразовательной школе. В заключении делается вывод о том, что создание специализированного класса психолого-педагогического направления способствует увеличению доли выпускников, избравших программы профессионального психолого-педагогического образования; увеличению числа обучающихся, вовлеченных в непрерывное образование; организации психолого-педагогической службы сопровождения процесса обучения в специализированном классе; созданию системных связей с вузами.
Ключевые слова: 
профильное обучение, психолого-педагогическое направление, специализированный класс
Библиографический список: 

1. Адольф В. А., Адольф О. К. Отношение выпускников школы к основным социальным явлениям – важнейший индикатор их социализированности // Воспитание школьников. – 2012. – № 4. – С. 3–9.
2. Адольф В. А., Ахметзянова Г. М. Стратегия управления образовательной организации на основе развития социального капитала образовательной организации // Инновации в образовании. – 2021. – № 3. – С. 5–12.
3. Болотов В. А., Левицкий М. Л., Реморен-ко И. М., Сериков В. В. Педагогическое образование в контексте вызовов и проблем XXI века: актуальность трансформации // Педагогика. – 2020. – № 12. – С. 73–86.
4. Выготский Л. С. Психология искусства. – М.: Педагогика, 1987. – 341 с.
5. Гильбух Ю. З. Внимание: одаренные дети. – М.: Знание, 1991. – 71 с.
6. Гнутова И. И. От «перевёрнутого класса» к «перевёрнутому обучению»: эволюция концепции и её философские основания // Высшее образование в России. – 2020. – Т. 29, № 3. –
С. 86–95.
7. Горбунова Н. В. Проектная деятельность и проектные методы в образовании // Проблемы современного педагогического образования. – 2019. – № 63-2. – С. 112–116.
8. Микляева М. А., Околелов А. Ю., Ремнева Н. А. Проектная деятельность как инновационная методика в школьном образовании // Наука и образование. – 2019. – № 2. – С. 164–175.
9. Муругова Е. Г. Послереформенный синдром в отечественном образовании // Alma mater (Вестник высшей школы). – 2017. – № 11. – С. 21–26.
10. Подуфалов Н. Д. О некоторых методологических проблемах развития системы образования // Педагогика. – 2019. – № 8. – C. 5–11.
11. Сенько Ю. В. Грани и границы содержания образования // Педагогика. – 2018. – № 6. – С. 3–11.
12. Теплов Б. М. Проблемы индивидуальных различий: [Избр. работы]. – М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1961. – 536 с.
13. Ушаков К. М. Как сделать школу лучше, или Социальный капитал как приоритет. – М.: Сентябрь, 2017. – 160 с.
14. Холина М. В., Адольф В. А., Грак Д. В. К вопросу об интеграции систем оценки качества образования регионального педагогического университета и субъекта Российской Федерации в контексте подготовки будущих педагогов (на примере Красноярского края) // Педагогические измерения. – 2021. – № 1. – C. 101–109.
15. Хуторской А. В. Миссия ученика как основание его стремлений и компетентностей. Научный результат // Педагогика и психология образования. – 2018. – Т. 4, № 1. – С. 51–64.
16. Шаповалова О. Н. Формирующее оценивание как инструмент мониторинга метапредметных образовательных результатов в основной школе [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. – 2019. – № 6. – URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=29415 (дата обращения: 12.07.2021).
17. Шленев А. К. Педагогический класс как субъект воспитательной системы школы: автореф. дис. … канд. пед. наук. – Ярославль, 2000. – 23 c.
18. Энгельмейер П. К. Теория творчества. – 2-е изд. – М.: Изд-во ЛКИ, 2007. – 208 с.
19. Gudmundsdottir G. B., Hatlevik O. E. Newly qualified teachers’ professional digital competence: implications for teacher education // European Journal of Teacher Education. – 2018. – № 2 (41). – P. 214–231.
20. Kuznetsova L. V., Lezhnina L. V., Talanova T. V. Pedagogical Education in Conditions of National Region Ethnocultural and social dominants of pedagogical education in conditions of national region // Review of European Studies. – 2015. – Vol. 7, № 8. – P. 182–188.