УДК: 
374+373.3/.5
Никульников Антон Николаевич
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и методики начального образования, Института детства, Новосибирский государственный педагогический университет, a.nik@ngs.ru, Новосибирск

Воспитательный потенциал детского оздоровительного лагеря

Аннотация: 
Введение. В статье детский оздоровительный лагерь рассматривается как среда, в которой реализуется воспитательный процесс, направленный на приобщение детей к социальным нормам и ценностям и включающий в себя три компонента: общие ценности, воспитывающие отношения, совместная деятельность. Цель статьи – раскрытие содержательных компонентов воспитательного потенциала детского оздоровительного лагеря. Методология и методы исследования. Методологической основой исследования является деятельностный подход, при котором в основание ставится эффективная организация совместной деятельности в условиях детского оздоровительного лагеря. Вклад в разработку теоретических и методических основ данного подхода внесли: Н. В. Грушевская, А. Г. Мурашова, С. Н. Панченко, Ю. Н. Таран и др. Методы исследования. В исследовании использовались теоретические методы: анализ, синтез. Результаты исследования. Воспитательный потенциал детского лагеря включает в себя три компонента: общие ценности, воспитывающие отношения, совместная деятельность. Общие ценности представляют собой правила и нормы поведения, значимые для всех участников воспитательного процесса в детском лагере. Воспитывающие отношения – особый вид отношений, направленных на развитие человека и целостного становления его личности. Совместная деятельность позволяет успешно усваивать и воссоздавать социальный опыт, совершенствовать коммуникативные навыки и навыки межличностного общения в коллективе, управлять своим поведением. Заключение. Данные компоненты находятся в неразрывной связи и логическом единстве и позволяют организовать воспитательную работу в условиях детского лагеря наиболее эффективно.
Ключевые слова: 
детский оздоровительный лагерь, воспитательный потенциал, общие ценности, воспитывающее отношения, совместная деятельность
Библиографический список: 

1. Байбородова Л. В. Воспитательная работа в детском загородном лагере. – Ярославль: Академия развития, 2003. – 256 с.
2. Бедерханова В. Личностно ориентированное образование в летнем лагере // Философия и педагогика каникул. – М.: Инноватор, 1998. – С. 38–44.
3. Гайдукова И. Е. Совместная деятельность как педагогическая категория // Мир науки, культуры, образования. – 2013. – № 9. – С. 12–13.
4. Грушевская Н. В. Содержание и методика подготовки и повышения квалификации педагогических кадров для работы в детском оздоровительном лагере: автореф. дис. ... канд. пед. наук. – М., 2002. – 31 с.
5. Детский летний лагерь как социально-культурный институт // Научный поиск: сб. студенческих научных работ / под ред. И. Г. Абрамовой. – СПб.: ИСГУ, 1998. – С. 36–38.
6. Кателина А. А. Воспитательный потенциал детского лагеря [Электронный ресурс]. – URL: https://cybеrlеninkа.ru/аrticlе/n/vоspitаtеlnyy-pоtеntsiаl-dеtskоgо-lаgеryа (дата обращения: 18.106.2021).
7. Киселева Е. В., Киселев Н. Н. Волна отношений в детском оздоровительном лагере // Народное образование. – 2010. – № 3. – С. 261–262.
8. Курчанова Н. А. Реализация воспитательного потенциала детского оздоровительного лагеря как открытой педагогической системы: автореф. дис. ... канд. пед. наук. – СПб., 2006. – 24 с.
9. Курчанова Н. А. Становление и развитие теории и практики воспитания в условиях детского оздоровительного лагеря. Опыт историко-педагогического исследования // Вестник Тамбовского университета. Серия: Естественные и технические науки. – Тамбов, 2006. – Т. 11, вып. 4. – С. 510–512.
10. Мурашова А. Г. Развитие воспитательной деятельности педагогов детского оздоровительного центра в современных условиях: на примере Международного детского центра «Артек»: автореф. дис. ... канд. пед. наук. – М., 2002. – 19 с.
11. Никульников А. Н. Формирование профессиональной компетентности будущего педагога к работе в системе дополнительного образования: автореф. дис. ... канд. пед. наук. – Новокузнецк, 2012. – 23 с.
12. Никульников А. Н. Детские оздоровительные лагеря в структуре дополнительного образования детей // Мир науки, культуры, образования. – 2012. – № 5. – С. 194–196.
13. Панченко С. И. День за днём в жизни вожатого. В помощь всем, кто работает или будет работать с подростками в детском лагере. – М.: НИИ школьных технологий, 2008. – 352 с.
14. Панченко С. И. Педагогические основы профессиональной подготовки отрядных вожатых пионерских лагерей круглогодичного типа: автореф. дис. ... канд. пед. наук. – М., 1989. – 22 с.
15. Ромм Т. А. Социальное воспитание в детском оздоровительном лагере [Электронный ресурс]. – URL: http://iо2.niоs.ru/indеx.php?аrt=2823&pоint=28&rеl=51 (дата обращения: 27.06.2021).
16. Словарь по социальной педагогике / авт.-сост. Л. В. Мардахаев. – М.: Аcаdеmiа, 2002. – 388 с.
17. Таран Ю. В. Социально-педагогическая деятельность детского оздоровительного лагеря // Народное образование. – 2004. – № 3. – С. 89–94.
18. Тарантей Л. М. Воспитательная работа в детских оздоровительных лагерях: учебно-методический комплекс. – Гродно: ГрГУ, 2012. – 140 с.
19. Харитонова Е. В. Воспитательный потенциал детского оздоровительного лагеря как открытой педагогической системы // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 3. – С. 55–56.
20. Hаntsоn J., Wаng P.P., Grizеnkо-Vidа M., Hаrvеy W., Jооbеr R. Еffеctivеnеss оf а thеrаpеutic summеr cаmp fоr childrеn with АDHD: Phаsе I clinicаl intеrvеntiоn triаl // Jоurnаl оf Аttеntiоn Disоrdеrs. – 2012. – № 16. – S. 610–617.