УДК: 
378+11+159.96
Мельничук Марина Владимировна
Доктор экономических наук, кандидат педагогических наук, профессор, руководитель Департамента английского языка и профессиональной коммуникации, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, mvmelnichuk@fa.ru, Москва
Белогаш Марина Анатольевна
Доцент Департамента английского языка и профессиональной коммуникации, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, mbelogash@fa.ru, Москва

Эмоциональный интеллект как предмет изучения процессов метапознания при обучении в высшей школе

Аннотация: 
В современных условиях цифровой трансформации всех сфер социально-экономической среды особое значение приобретает подготовка студентов высшей школы к информационно-аналитической обработке растущих потоков информации и решению сложных когнитивных задач, успешность которых обусловлена высоким уровнем метапознания. Целью данного исследования является рассмотрение структуры метакогнитивных процессов, факторов развития метакогнитивных компетенций, их взаимосвязи с эмоциональными и когнитивными компетенциями, а также определение их роли в достижении академической и профессиональной успешности студентов высшей школы. Методология. В работе использованы методы теоретического исследования, комплексный анализ аспектов теоретической концептуализации интеллекта. Исследованы источники возникновения метакогнитивного мышления, структура саморегулирующихся метакогнитивных процессов, их взаимосвязь с когнитивными и аффективными процессами. Проведенное исследование подтверждает, что метакогнитивный опыт обеспечивает рефлексию, осознанность эмоциональной окрашенности ощущений, установление взаимосвязи между эмоциональными состояниями и степенью реализации или достижимости когнитивной задачи. Авторы приходят к выводу о том, что эмоциональный интеллект является проявлением метакогнитивных навыков и предиктором важнейших характеристик академической успешности. Таким образом, образовательные стратегии необходимо скорректировать с учетом развития эмоциональных и метакогнитивных компетенций студентов.
Ключевые слова: 
метакогнитивные навыки, эмоциональные компетенции, академическая успешность
Библиографический список: 

1. Кашапов М. М. Надситуативное мышление как когнитивный ресурс личности // Известия Иркутского государственного университета. Серия «Психология». – 2017. – Т. 22. – С. 3–9.
2. Сурина Н. В. Ресурсность мышления как профессионально важное качество педагога в современной образовательной среде // Новая психология профессионального труда педагога: от нестабильной реальности к устойчивому развитию. – 2021. – № 1. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/resursnost-myshleniya-kak-professional... (дата обращения: 07.07.2021).
3. ФГОС 38.03.01 Приказ Минобрнауки России от 12.08.2020 № 954 [Электронный ресурс]. – URL: https://fgos.ru/fgos/fgos-38-03-01-ekonomika-954/ (дата обращения: 08.07.21)
4. Холодная М. А. Психология интеллекта: Парадоксы исследования. – 2-е изд., перераб. и доп. – СПб.: Питер, 2002. – 272 с.
5. Baker L. Metacognition. International Encyclopedia of Education (Third Edition). – Oxford, UK: Academic Press, 2010. – P. 204–210.
6. Bar-On R., Tranel D., Denburg N., Bechara A. Exploring the neurological substrate of emotional and social intelligence // Brain. – 2003. – Vol. 126, iss. 8. – Р. 1790–1800. DOI: https://doi.org/10.1093/brain/awg177.
7. Bianchi G. A., 2007. Effects of Metacognitive Instruction on the Academic Achievement of Students in the Secondary Sciences: Doctoral Dissertation. ProQuest Dissertations And Theses; Thesis (Ed. D.). Seattle Pacific University, 2007. – 95 p.
8. Blank L. M. A Metacognitive Learning Cycle: A Better Warranty for Student Understanding? Science Education. – 2000. – № 84. – Р. 486–506. DOI: http://dx.doi.org/10.1002/1098-237X(200007)84:43.0.CO;2-U
9. Brackett M., Rivers S., Reyes M., Salovey P. Enhancing academic performance and social and emotional competence with the RULER feeling words curriculum // Learning and Individual Differences. – 2012. – № 22 (2). – Р. 218–224. DOI: https://doi.org/10.1016/ j.lindif.2010.10.002.
10. Brody N. Intelligence, Schooling, and Society // American Psychologist. – 1997. – № 52 (10). – Р. 1046–1050. DOI: http://dx.doi.org/10.1037/0003-066X.52.10.1046
11. Bush G., Luu P., Posner M. I. Cognitive and emotional influences in anterior cingulated cortex // Trends in Cognitive Sciences. – 2000. – № 4. – Р. 215–222.
12. Cacioppo J. T., Berntson G. G. The Affect System: Architecture and Operating Characteristics // Current Directions in Psychological Science. – 1999. – № 8. – Р. 133–137.
13. Carver C. S. Pleasure as a sign you can attend to something else. Placing positive feelings within a general model of affect // Cognition and Emotion. – 2003. – № 17. – Р. 241–261.
14. Carver C. S., Scheier M. F. On the Self-Regulation of Behavior. – Cambridge, UK: Cambridge University Press, 1998.
15. Clore G. L., Huntsinger J. R. How emotions inform judgment and regulate thought // Trends in Cognitive Sciences. – 2007. – № 11. – Р. 393–399.
16. Colom R., Flores-Mendoza C. Intelligence Predicts Scholastic Achievement Irrespective of SES Factors: Evidence from Brazil // Intelligence. – 2007. – № 35. – Р. 243–251. DOI: http://dx.doi.org/10.1016/j.intell.2006.07.008
17. Crone E. A., Dahl R. E. Understanding adolescence as a period of social-affective engagement and goal flexibility // Nature Reviews Neuroscience. – 2012. – № 13. – Р. 636–650.
18. Csíkos C., Steklács J. Metacognition-Based Reading Intervention Programs among Fourth-Grade Hungarian Students // Trends and Prospects in Metacognition Research / еds. A. Efklides, P. Misailidi. – New York: Springer Science + Business Media, 2010. – Р. 345–366.
19. Derksen J., Kramer I., Katzko M. Does a self-report measure for emotional intelligence assess something different than general intelligence? Personality and Individual Differences. – 2002. – № 32 (1). – Р. 37–48. DOI: https://doi.org/10.1016/S0191-8869(01) 00004-6.
20. Efklides A. Metacognition and Affect: What can metacognitive experiences tell us about the learning process? // Educational Research Review. – 2006. – № 1. – 2006. – P. 3–14.
21. Fernandez-Duque D., Baird J. A., Posner M. I. Executive attention and metacognitive regulation. Consciousness and Cognition. – 2000. – № 9. – P. 288–307.
22. Flavell J. H. Metacognitive aspects of problem solving // The nature of intelligence / ed. L. B. Resnick. – Hillsdale, NJ: Erlbaum, 1976. – Р. 231–236.
23. Flavell J. H. Metacognition and cognitive monitoring: A new area of cognitive-developmental inquiry // American Psychologist. – 1979. – № 34. – P. 906–911.
24. Flavell J. H. Speculation about the nature and development of metacognition // Metacognition, motivation, and understanding / eds. F. Weinert, R. Kluwe. – Hillsdale, NJ: Lawrence Erlbaum, 1987. – Р. 21–29.
25. Goleman Daniel. Emotional Intelligence: Why It Can Matter more Than IQ. New York: Bantam Books, 1995.
26. Gomes Ch. M. A., Golino H. F., Menezes I. G. Predicting School Achievement Rather than Intelligence: Does Metacognition Matter? // Psychology. – 2014. – № 5. – Р. 1095–1110.
27. Hacker J. Teaching new thinking // Journal of developmental Psychol. – 1998. – Vol. 5.
28. Hasselhorn M., Labuhn A. S. Matecognition and Self-regulated Learning // Encyclopedia of Adolescence. – London: Academic Press, 2011. – P. 223–230.
29. Mayer J. D., Salovey P. The intelligence of emotional intelligence // Intelligence. – 1993. – № 17 (4). – Р. 433–442. DOI: https://doi.org/10.1016/0160-2896(93)90010-3
30. Martin R. E., Ochsner K. N. The Neuroscience of Emotion Regulation Development: Implications for Regulation // Current Opinion in Behavioral Sciences. – 2016. – Vol. 10. – P. 142–148.
31. Petrides K. V., Pita R., Kokkinaki F. The location of trait emotional intelligence in personality factor space // British Journal of Psychology. – 2007. – № 98. – Р. 273–289. DOI: 10.1348/000712606X120618
32. Sternberg R. J. Inside intelligence // American Scientist. – 1986. – № 74. – Р. 137.
33. Thompson W., Schellenberg E., Husain G. Decoding speech prosody: D music lessons help? // Emotion. – 2004. – № 4 (1). – Р. 46–64. DOI: https://doi.org/10.1037/1528-3542.4.1.46
34. Van der Stel M., Veenman M. Relation between Intellectual Ability and Metacognitive Skillfulness as Predictors of Learning Performance of Young Students Performing Tasks in Different Domains // Learning and Individual Differences. – 2008. – № 18. – Р. 128–134. DOI: http://dx.doi.org/10.1016/j.lindif.2007.08.003
35. Van der Stel M., Veenman M. Development of Metacognitive Skillfulness: A Longitudinal Study // Learning and Individual Differences. – 2010. – № 20. – Р. 220–224. DOI: http://dx.doi.org/10.1016/j.lindif.2009.11.005
36. Veenman M. V. J. Intellectual Ability and Metacognitive Skill: Determinants of Discovery Learning in Computerized Environments: Dissertation. – Amsterdam: Universiteit van Amsterdam, 1993.
37. Veenman M. V. J., Beishuizen J. J. Intellectual and Metacognitive Skills of Novices While Studying Texts under Conditions of Text Difficulty and Time Constraint. Learning and Instruction. – 2004. – № 14. – Р. 621–640. DOI: http://dx.doi.org/10.1016/j.learninstruc.2004.09.004
38. Veenman M. V. J., Kerseboom L., Imthorn C. Test Anxiety and Metacognitive Skillfulness: Availability versus Production Deficiencies // Anxiety, Stress and Coping. – 2000. – № 13. – Р. 391–412. DOI: http://dx.doi.org/10.1080/10615800008248343
39. Veenman M. V. J., Spaans M. Relation between Intellectual and Metacognitive Skills: Age and Task Differences // Learning and Individual Differences. – 2005. – № 15. – Р. 159–176. DOI: http://dx.doi.org/10.1016/j.lindif.2004.12.001
40. Veenman M. V. J., Wilhelm P., Beishuizen J. J. The Relation between Intellectual and Metacognitive Skills from a Developmental Perspective // Learning and Instruction. – 2004. – № 14. – Р. 89–109. DOI: dx.doi.org/10.1016/j.learninstruc.2003.10.004
41. Watkins M., Lei P., Canivez G. Psychometric Intelligence and Achievement: A Cross-Lagged Panel Analysis // Intelligence. – 2007. – № 35. – Р. 59–68.