УДК: 
372.016:741*40+376.3
Жуйкова Ольга Викторовна
Кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой «Инженерная графика, профессиональная педагогика и технология рекламы», Ижевский государственный технический университет имени М.Т.Калашникова, zhuykovaolga2012@mail.ru, Ижевск
Красавина Юлия Витальевна
Кандидат педагогических наук, директор Центра инклюзивного обучения, Ижевский государственный технический университет имени М.Т.Калашникова, juliadamask@yandex.ru, Ижевск
Пономаренко Екатерина Петровна
старший преподаватель кафедры "Английский язык", Ижевский государственный технический университет имени М.Т.Калашникова, catpep@mail.ru, Ижевск

Методика и средства обучения графическим дисциплинам студентов с нарушением слуха в техническом вузе

Аннотация: 
В Ижевском государственном техническом университете имени М. Т. Калашникова для студентов с нарушением слуха традиционная методика преподавания графических дисциплин в настоящее время дополняется разработанным дистанционным курсом по начертательной геометрии, размещенным на сайте http://ee.istu.ru. Использование новых форм обучения – адаптированных видеолекций – позволяет поднять на новый уровень обучение слабослышащих студентов, расширяет практические возможности применения информационно-коммуникационных технологий. Материалы и методы. В данной статье авторы публикуют предварительные результаты опроса студентов с нарушением слуха, работа которых была организована с помощью традиционной методики с элементами электронного обучения, методики, основанной на применении 3D-моделей посредством технических средств дистанционного обучения, методики, основанной на применении видеолекций с помощью сурдопереводчика и видеолекций с помощью бегущей строки. Результаты представлены на основе тестирования, анкетирования студентов и педагогического наблюдения. Результаты исследования. С целью анализа эффективности предложенных методик, их удобства и доступности для студентов проведен опрос «Мнение студентов о средствах обучения». Студенты с нарушением слуха отметили положительные стороны разработанных видеолекций с помощью сурдопереводчика и видеолекции с помощью бегущей строки. Студенты отметили, что видеолекции с помощью бегущей строки в дистанционном курсе так же легко воспринимаются, как и объяснение у доски с помощью сурдопереводчика при очном (традиционном) обучении. Наличие в дистанционном курсе 3D-моделей помогло студентам в представлении форм поверхностей, наглядности изображения деталей. Заключение. Современная методика преподавания графических дисциплин для студентов с нарушением слуха предполагает использование значительного объема наглядных визуальных материалов, которые в рамках аудиторной работы представлены в виде рабочей тетради, презентаций, трехмерных моделей, а в рамках самостоятельной работы – в материалах дистанционного курса. При этом для разработки авторских видеолекций необходима тщательная проработка материала: как его содержания, так и методических аспектов организации обучения и контроля. Также необходимо учитывать особенности восприятия визуальной информации глухими и слабослышащими студентами, скорость и объем восприятия информации (частота субтитров, расположение экрана с сурдопереводчиком и т. д.). В зависимости от конкретных условий и обстоятельств обучения может быть использована та или иная методика или их сочетание.
Ключевые слова: 
методика и средства обучения, электронный учебный курс, графическая подготовка, начертательная геометрия, видеолекции, обучение студентов с нарушением слуха
Библиографический список: 

1. Дочкин С. А., Мичурина Е. С. Технологии визуализации знаний как необходимый аспект подготовки преподавателей университета // Профессиональное образование в России и за рубежом. – 2014. – № 3 (15). – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tehnologii-vizualizatsii-znaniy-kak-ne... (дата обращения: 10.04.2021).
2. Волков А. А., Орешкина О. А. Информационно-коммуникационные технологии проектного обучения студентов с ограниченными возможностями здоровья // Вестник МГТУ имени Н. Э. Баумана. – 2013. – № 3. – С. 117–130.
3. Жуйкова О. В., Красавина Ю. В., Серебрякова Ю. В., Пономаренко Е. П. Разработка и внедрение электронного учебного курса по начертательной геометрии для дистанционного сопровождения образовательного процесса у слабослышащих студентов // Педагогический имидж. – 2020. – Т. 14, № 4 (49). – С. 607–618.
4. Жуйкова О. В., Красавина Ю. В., Пономаренко Е. П., Серебрякова Ю. В. Применение дистанционных технологий для студентов с нарушением слуха // Инновации в профессиональном и профессионально-педагогическом образовании: материалы 25-й Международной научно-практической конференции (Екатеринбург, 07–08 апреля 2020 г.) / под науч. ред. Е. М. Дорожкина, В. А. Федорова. – Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2020. – Том I. – С. 235–238.
5. Красавина Ю. В., Пономаренко Е. П., Серебрякова Ю. В., Жуйкова О. В. Выявление особенностей восприятия визуальной информации студентами с нарушениями слуха // Технические университеты: интеграция с европейскими и мировыми системами образования: материалы VIII Международной конференции: в 2 т. – 2019. – Т. 1. – С. 66–71.
6. Красавина Ю. В., Пономаренко Е. П., Жуйкова О. В., Серебрякова Ю. В. Особенности использования информационно-коммуникационных технологий для обучения глухими и слабослышащими студентами технического вуза // Мир педагогики и психологии. – 2019. – № 12 (41). – С. 114–119.
7. Люпе Л. И. Специальные информационные технологии для обучения слабовидящих и слабослышащих студентов // Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса: проблемы, перспективы, технологии: материалы VI Международной научно-практической конференции. – 2019. – С. 195–197.
8. Петухова А. В., Болбат О. Б., Андрюшина Т. В. Теория и практика разработки мультимедиа ресурсов по графическим дисциплинам: монография. – Новосибирск: Изд-во СГУПС, 2018. – 766 с.
9. Пономаренко Е. П., Красавина Ю. В., Жуйкова О. В., Серебрякова Ю. В. Формы графического представления информации как фактор эффективности обучения студентов с нарушениями по слуху // Вестник Ленинградского государственного университета имени А. С. Пушкина. – 2020. – № 4. – С. 60–75.
10. Покровская М. В. Методика организации научной работы слабослышащих студентов на базе геометро-графических дисциплин // Известия высших учебных заведений. Машиностроение. – 2012. – № 11. – С. 84–87.
11. Системный подход к инженерной подготовке специалистов авиационной промышленности конструкторских специальностей / Р. Р. Анамова, С. А. Леонова, Т. М. Хвесюк, Г. К. Хотина // Справочник. Инженерный журнал с приложением. – 2019. – № 2 (263). – С. 35–41.
12. Ситников О. Р., Тагиров Р. Р. Специфика преподавания дисциплины «Инженерная и компьютерная графика» студентам с ограниченными возможностями здоровья по слуху в вузе как основа для развития науки в современных условиях // Стратегии и тренды развития науки в современных условиях. – 2017. – № 1 (3). – С. 78–83.
13. El-Soud M. A., Hassan A. E., Kandil M. S., Shohieb S. M. A proposed web-based framework e-learning and dictionary system for deaf Arab students // International Journal of Electrical & Computer Sciences IJECS-IJENS. – 2010. – Vol. 10, № 1. – С. 56–68.
14. Pappas M., Demertzi E., Papagerasimou I., Kouremenos D., Loukidis I., Drigas A. E-Learning for Deaf Adults from a User-Centered Perspective // Education Sciences. – 2018. – Vol. 11 (8), № 4. – P. 206–221.