УДК: 
159.95+004.738.5
Волошина Татьяна Викторовна
Кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры коррекционной педагогики и психологии, Новосибирский государственный педагогический университет, fppd.voloshina@ngs.ru, Новосибирск
Сизикова Татьяна Эдуардовна
Кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры коррекционной педагогики и психологии, Новосибирский государственный педагогический университет, tat@ccru.ru, Новосибирск

Контентное мышление как прообраз интернет-технологий 3.0, 4.0

Аннотация: 
В статье авторы отмечают, что в настоящее время, особенно в сфере образования, актуализируются уже существующие процессы развития нового контентного мышления под влиянием интернет-технологий, а также необходимость развития рефлексии, начиная с раннего возраста детей и в искусственном интеллекте. Целью данной статьи является аналитическое исследование изменений, происходящих в мышлении потребителей интернет-технологий. Авторами отмечается, что в настоящих условиях ускорения научно-технического прогресса и развития глобальных информационных сетей происходят качественные изменения в мыслительной деятельности современного человека. В статье исследуются актуальные вопросы, связанные с развитием нового вида мышления – контентного мышления, обусловленного web-технологиями. Авторы рассмотрели подробно интернет-технологии Web 3.0, Web 4.0 и их влияние на психологическое содержание онтологических оснований жизнедеятельности человека на основе методологических принципов системности детерминизма и развития. Авторами выявлены основные характеристики контентов Web 3.0 и Web 4.0: семантическая структура, кооперативность, кластерность, широкие возможности для самовыражения потребителя, саморазвивающийся базовый личный контент, самоисправляющая ошибки система, эффективное и удобное управление информацией, доступность, простота и максимальное удобство, разработка и использование дополнительных возможностей, управление человеческим ресурсом в актуальном режиме времени, кристаллизация, наличие максимально возможной защищенности потребителя. Авторы показали влияние интернет-технологии 3.0, 4.0 на психологическое содержание онтологических оснований жизнедеятельности человека, включая новое контентное мышление. Способом такого мышления является синтетическая дедукция, а методом развития такого мышления является разработанный нами метод «синергетической дедукции 3.0».
Ключевые слова: 
контентное мышление, интернет-технологии 3.0, 4.0, синтетическая дедукция, энтропия, сингулярность, метод синергетической дедукции
Библиографический список: 

1. Асмолов А. Г., Асмолов Г. А. От мы-медиа к Я-медиа: трансформации идентичности в виртуальном мире // Вопросы психологии. – 2009. – № 3. – С. 3–15.
2. Бабаева Ю. Д., Войскунский А. Е., Смыслова О. В. Интернет: воздействие на личность // Гуманитарные исследования в Интернете / под ред. А. Е. Войскунского. – Можайск; М.: Терра, 2000. – С. 11–39.
3. Брушлинский А. В., Тихомиров О. К. О тенденциях развития современной психологии мышления // Национальный психологический журнал. – 2013. – № 2 (10). – С. 10–16.
4. Величковский Б. М., Нуждин Ю. О., Свирин Е. П., Строганова Т. А., Федорова А. А., Шишкин С. Л. Управление «силой мысли»: на пути к новым формам взаимодействия человека с техническими устройствами // Вопросы психологии. – 2016. – № 1. – С. 109–122.
5. Вздорова Л. П. Шестой технологический уклад: последний цикл Кондратьева // Инновации в науке: сб. ст. по матер. LV междунар. науч.-практ. конф. – № 3 (52), ч. II. – Новосибирск: СибАК, 2016. – С. 140–148.
6. Выготский Л. С. Детская психология: собрание сочинений в 6 томах. – М.: Педагогика, 1984. – Т. 4. – 432 с.
7. Жилин Д. М. Теория систем. – М.: УРСС, 2004. – 183 с.
8. Кондратьев Н. Д. Большие циклы экономической конъюнктуры // Проблемы экономической динамики. – М.: Экономика, 1989. – С. 172–226. (Экономическое наследие).
9. Лажинцева Е. М., Бочавер А. А. Интернет как новая среда для проявления девиантного поведения подростка // Вопросы психологии. – 2015. – № 4. – С. 49–58.
10. Лепский В. Е. Седьмой социогуманитарный технологический уклад – адекватный ответ технологическим вызовам XXI века // Философия в диалоге культур: материалы Всемир. дня философии. – М.: Прогресс-Традиция, 2010. – С. 1010–1021.
11. Мамардашвили М. К. Психологическая топология пути. Лекции. – СПб.: Русский христианский гуманитарный институт, 1997. – 572 с.
12. Мдивани М. О. Цифровая обучающая среда в школе: представления участников образовательного процесса // Вопросы психологии. – 2016. – № 1. – С. 68–78.
13. Сизикова Т. Э., Стунжа Н. А., Повещен-ко А. Ф., Агавелян Р. О., Волошина Т. В. Влияние современных web-технологий на развитие контентного вида мышления // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. – 2017. – Т. 7, № 6. – С. 71–86.
14. Солдатова Г. У., Рассказова Е. И. Модели передачи опыта между поколениями при освоении и использования Интернета // Вопросы психологии. – 2015. – № 2. – С. 56–66.
15. Эволюция глобальной сети Интернет: WEB 1.0, WEB 2.0, WEB 3.0, WEB 4.0. – URL: http://www.bourabai.kz/dbt/web/evolution.htm (дата обращения: 24.06.2016).
16. Эволюция информационных технологий: история и прогноз [Электронный ресурс]. – URL: http://b.my-city.com.ua/news/11/23/1-9-perspektivy-razvitiya-internet-se... / (дата обращения: 24.06.2016).
17. Agras W. S., Jacob R. G., Lebedeck M. The California drought: A quasiexperimental analysis of social policy // Journal of Applied Behavior Analysis. – 1980. – Vol. 13. – Р. 561–570.
18. Koutropoulas A. Digital natives: Ten years after // Journal of Online Teaching and Learning. – 2011. – Vol. 7. – P. 525–538.
19. Livingstone S., Helsper E. J. Parental mediation and children’s Internet use // Journal of Broadcasting & Electronic Media. – 2008. – Vol. 52. – P. 581–599.
20. Frey B. S., Stutzer A. What can economists learn from happiness research? // Journal of Economic Literature. – 2000. – № 40. – P. 402–435.