УДК: 
372.016:008+930.85
Дрёмова Людмила Ивановна
Кандидат исторических наук, Кандидат исторических наук, заведующая кафедрой теории, истории культуры и музеологии ИИГСО, Новосибирский государственный педагогический университет, imk-nspu@yandex.ru, Новосибирск
Тихомирова Елена Евгеньевна
Кандидат культурологии, доцент, заведующий кафедрой теории, истории культуры и музеологии, Новосибирский государственный педагогический университет, imktikhomirova@mail.ru, Новосибирск

ПРЕПОДАВАНИЕ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТАМ СТРАН АТР В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация: 
Статья посвящена осмыслению опыта преподавания дисциплин культурологического цикла студентам стран Азиатско-тихоокеанского региона в рамках магистерских программ. Авторами предлагается методика, основанная на вхождении в культуру через русский язык, слово, текст. Особое внимание при таком подходе уделяется аналитике языковых и культурных универсалий. Они рассматриваются как семантические реперы, поддерживающие устойчивость человеческой культуры вообще и обеспечивающие возможность перевода национальных смыслов человеческой деятельности не только с языка на язык, но и с культуры на культуру. Универсалистский подход позволяет магистрантам эффективно осмысливать культуру как таковую: учит системно мыслить; вступать в диалог с культурами, (раз)отделенными во времени и пространстве; мыслить и осознать себя во все расширяющемся гипертексте современной культуры, имея в виду предыдущие ценности, смыслы, именно они пробуждают мысль, создают новый творческий опыт, который накапливается как в аудиторной, так и во внеаудиторной работе.
Ключевые слова: 
русская культура, русский язык, китайская культура, китайский язык, языковые универсалии, культурные универсалии, культурная норма, культурный концепт, аудиторная работа внеаудиторная работа, деятельностно-коммуникативный подход.
Библиографический список: 

1. Вежбицкая А. Сопоставление культур через посредство лексики и прагматики. – М.: Языки славянской культуры, 2001. – 272с.
2. Видеркер В. В. Культурологическое образование как социокультурный фактор развития личности // Сибирский педагогический журнал. – 2013. – № 1. – С. 138–142.
3. Государственные стандарты по русскому языку // http://testrf.ru/doc/18-2010-05-31-13-47-43/60-2010-06-07-05-49-24 (дата обращения 20. 01. 2014)
4. Дрёмова Л. И. Храмы и монастыри – источник изучения русской культуры // Сибирский педагогический журнал. – 2013. – № 1. – С. 125–131.
5. Кондаков И. В. Евразийский глобалитет (к постановке проблемы) // Universum: Вестник Герценовского университета. – 2013. – № 1. – С. 105–114.
6. Межкультурное взаимодействие в полиэтничной молодежной среде: социологический подход / Под ред. Н. П. Нарбута, Д. Г. Подвойского. Коллективная монография. – М.: ЗАО «Экон-информ», 2012. – 239 с.
7. Неретина С., Огурцов А. Пути к универсалиям. – СПб.: РХГА, 2006. – 1000с.
8. Общеевропейские компетенции владения иностранным языком: изучение, преподавание, оценка [монография] / Департамент по языковой политике Генерального директора (DG IV) по образованию, культуре, наследию, молодежи и спорту Совета Европы, Страсбург; Перевод выполнен на кафедре стилистики английского языка МГЛУ / под общ. ред. проф. К. М. Ирисхановой. – М.: Изд-во МГЛУ, 2003. – 256 с.
9. Родигина Н. Н., Ледовских А. Ю. «Зависть к “этому русскому”, которому Господь отдал всю такую прекрасную страну»: компаративный анализ репрезентаций Сибири в путевых заметках иностранных путешественников второй половины XIX – начала ХХ в. // Вестник Омского университета. – 2012. № 1 (63). – С. 98–105.
10. Титаренко М. Л., Кобзев А. И., Лукьянов А. Е. Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 томах. – Том 1: Философия. – М.: Восточная литература, 2006. – 368 с.
11. Чапля Т. В. Коммуникативные стратегии в образовании //Сибирский педагогический журнал. – 2013. –№ 1. – С. 132–137.