УДК: 
378:159.9
Ружников Михаил Сергеевич
учитель информатики, Школа № 1552, ruzhnikov@mail.ru, Москва

Подготовка психологов для работы в сфере образования в условиях его цифровизации

Аннотация: 
Введение. В статье рассматриваются необходимые изменения в профессиональной деятельности психологов в сфере образования и особенности их подготовки, обусловленные процессами, происходящими в обществе (цифровизация, последствия пандемии коронавирусной инфекции). Цель статьи – изучение особенностей профессиональной деятельности и подготовки психологов в сфере образования в современный период. Методология и методы исследования. Статья написана с использованием описательного метода посредством сбора, обобщения и анализа научной, учебно-методической литературы, федеральных и нормативных документов по вопросам исследования. Материалом для работы послужили результаты исследований отечественных и зарубежных авторов, описывающих проблему профессиональной подготовки психологов в сфере образования. Результаты исследования и заключение. Анализ теоретических источников и практической деятельности психологов образования позволил сформулировать изменения, которые необходимо внести в требования к их подготовке, вызванные современной ситуацией. Такая подготовка видится как многоаспектная и актуальная проблема, которая сопровождается целым рядом противоречий и требует дальнейшего детального исследования.
Ключевые слова: 
психолог, педагог-психолог, онлайн-консультирование, цифровизация, профессиональная деятельность, психологическое консультирование, психологическая помощь, дистанционное взаимодействие
Библиографический список: 

1. Балашов М. М., Лукьянова М. И. Специ-фика подготовки психологов к профессиональной деятельности в различных социально-производственных средах // Психологическая наука и образование. – 1998. – № 2. – С. 64–67.
2. Битянова М. Р., Беглова Т. В. Управление деятельностью психолога в образовательном учреждении. – М.: Сентябрь, 2010. – 175 с.
3. Ефремова Д. Н. Дыхание коронавируса: об осуществлении дистанционной психологической помощи в период пандемии // Вестник Московского государственного областного университета. – 2020. – № 2. – С. 229–235. – DOI: 10.18384/2224-0209-2020-2-1004.
4. Зеер Э. Ф. Основные смыслообразующие положения личностно-развивающего образования // Образование и наука. Известия УрО РАО. – 2006. – № 5 (41). – С. 3–12.
5. Зенкова Е. В. Особенности дистанционного консультирования: анализ опыта работы // Психологическое здоровье и развитие личности в современном мире: материалы Международной научно-практической конференции. – Благовещенск: Амурский государственный университет, 2019. – С. 108–112. – DOI: 10.22250/phpdmw.2019.18.
6. Иванов В. Г. Николаев Е. Л. К вопросу о психологическом консультировании в сети интернет // Проблемы современного педагогического образования. – 2017. – № 54-5. – С. 326–332.
7. Костина Л. М., Писаренко И. А. Дистанционное сопровождение родителей обучающихся // Азимут научных исследований: педагогика и психология. – 2020. – Т. 9, № 4 (33). – С. 163–167. – DOI: 10.26140/anip-2020-0904-0033.
8. Методические рекомендации экспертов Федерации психологов образования России по вопросам организации дистанционного режима обучения // Вестник практической психологии образования. – 2020. – Т. 17, № 1. – С. 101–105.
9. Монжиевская В. В., Ружников М. С. Изучение направленности психолого-педагогического консультирования в школе в период режима самоизоляции // Педагогика. Вопросы теории и практики. – 2020. – Т. 5, № 5. – С. 598–603. – DOI: 10.30853/ped200143.
10. Аймалетдинов Т. А., Гильдебрандт И. А., Никишова Е. Н., Рассадина Д. С. Новая нормальность. Образ жизни, рынки, инфраструктура и коммуникации после пандемии [Электронный ресурс]. – М.: Издательство НАФИ, 2020. – 73 с. – URL: https://nafi.ru/upload/New%20normal_NAFI%20project.pdf (дата обращения: 01.03.2021).
11. Бохан Т. Г., Брель Е. Ю., Власова Д. Е. [и др.] Новые психологические контексты становления личности в меняющемся мире. – Томск: Издательский Дом Томского государственного университета, 2017. – 282 с.
12. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования – бакалавриат по направлению подготовки 37.03.01 Психология [Электронный ресурс]: Приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 29.07.2020 № 839. – URL: https://base.garant.ru/74536803/ (дата обращения: 01.03.2021).
13. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования – магистратура по направлению подготовки 37.04.01 «Психология» [Электронный ресурс]: Приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 29.07.2020 № 841. – URL: https://base.garant.ru/74536807/ (дата обращения: 01.03.2021).
14. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования – бакалавриат по направлению подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование [Электронный ресурс]: Приказ Министерства образования и науки РФ от 22 февраля 2018 г. N 122. – URL: http://base.garant.ru/71897860/ (дата обращения: 01.03.2021).
15. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования – магистратура по направлению подготовки 44.04.02 Психолого-педагогическое образование [Электронный ресурс]: Приказ Министерства образования и науки РФ от 22 февраля 2018 г. N 127. – URL: https://base.garant.ru/71896296/ (дата обращения: 01.03.2021).
16. Рогов Е. И. Особенности представлений психологов об объекте своей деятельности // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. – 2008. – № 3. – С. 145–162.
17. Рой С. Н., Янко А. Н. Комплексное консультирование родителей (законных представителей) детей по вопросам воспитания с использованием телекоммуникационных технологий // Воспитание как стратегический национальный приоритет. – Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет, 2021. – С. 295–299. – DOI: 10.26170/Kvnp-2021-02-67.
18. Савенкова И. А. Проблема подготовки психологов для сферы образования // Образование и общество. – 2016. – № 2 (97). – С. 79–81.
19. Скипор С. И., Воробьева А. Е. Психологические особенности адаптации психологов к онлайн-консультированию во время пандемии COVID-19 // Российский психологический журнал. – 2021. – Т. 18, № 1. – С. 61–73. – DOI: 10.21702/rpj.2021.1.5.
20. Суслова О. И., Тезикова Е. А. Возможности психологического онлайн консультирования семей, воспитывающих детей с ОВЗ // Дыльновские чтения: материалы VI Всероссийской научно-практической конференции. – Саратов: Издательство «Саратовский источник», 2019. – С. 369–372.
21. Цветкова Л. А., Алехин А. Н., Королева Н. Н. Профилактическая модель деятельности психолога в системе образования // Вестник Мининского университета. – 2017. – № 4 (21). – С. 10–18. – DOI: 10.26795/2307-1281-2017-4-10.
22. Шабас С. Г. Психолого-педагогическое сопровождение семьи в детском саду в период самоизоляции // Современное дошкольное образование. – 2020. – № 4 (100). – С. 13–22. – DOI: 10.24411/1997-9657-2020-10076.
23. Innes J. M., Morrison B. W. Australian psychology in a post-pandemic world: the future of education, regulation and technology // In-Psych. – 2021. – № 42 (6). – URL: https://www.psychology.org.au/for-members/publications/inpsych/2020/Dec-... (дата обращения: 01.03.2021).
24. Marginson S. Higher education in East Asia and Singapore: Rise of the Confucian model // Higher education. – 2011. – Т. 61, № 5. – С. 587–611.