УДК: 
37.013
Бокова Ольга Александровна
Кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры специальной педагогики и психологии, Алтайский государственный педагогический университет, olgbokova7@mail.ru, Барнаул
Веряев Анатолий Алексеевич
Доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры информационных технологий, Алтайский государственный педагогический университет, veryaev_aa@mail.ru, Барнаул

Теоретические подходы и тенденции изучения неравенства и несправедливости в современной образовательной среде

Аннотация: 
В статье предложено системное изложение теоретических подходов и ведущих тенденций к изучению неравенства и несправедливости в современной образовательной среде. Цель статьи – на основе теоретического анализа выявить и обосновать актуальные направления реализации понимания неравенства и несправедливости в образовании в российских и зарубежных научных публикациях. Методология. Исследование проводилось на основе структурирования понимания неравенства и несправедливости в образовании на основе систематизации имеющихся научных положений. Заключение. Намечены перспективы реализации исследования, которые заключаются в поиске мультимодальной образовательно-воспитательной технологии, которая позволяет обучающимся справляться с последствиями неравенства и несправедливости в образовании, вырабатывая адекватные личностные стратегии поведения и деятельности, которой является геймификация образовательного процесса.
Ключевые слова: 
неравенство, несправедливость, образование, геймификация
Библиографический список: 

1. Богданов М. Б., Малик В. М. Как сочетаются социальное, территориальное и гендерное неравенства в образовательных траекториях молодежи России? // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. – 2020. – № 3 (157). – С. 392–421.
2. Евреева К. Р., Максимов В. А., Трофимова Г. А. Экономическое неравенство и социальная несправедливость в России // Human Progress. – 2020. – Т. 6, № 2. – С. 222–228.
3. Ибрагимова З. Ф., Франц М. В Неравенство возможностей в образовании в советский и постсоветский периоды: эмпирический анализ // Вопросы образования. – 2021. – № 2. – С. 43–62.
4. Ибрагимова З. Ф., Франц М. В. Неравенство возможностей в российском школьном образовании: анализ на данных PISA // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2020. – № 12-1. – С. 99–104.
5. Константиновский Д. Л. Неравенство и образование. Опыт социологических исследований жизненного старта российской молодежи (1960-е годы – начало 2000-х). – М.: ЦСП, 2008. – 552 с.
6. Красножон А. Г. Гендерное неравенство в высшем образовании и науке // Гендерный калейдоскоп – 2019: сборник научных статей / под ред. Л. А. Савченко. – Ростов н/Д., 2020. – С. 44–49.
7. Кулагина Е. В. Неравенство в российском специальном образовании для детей с ограниченными возможностями здоровья: региональный аспект: Большая Евразия: развитие,
безопасность, сотрудничество: Материалы XVIII Международной научной конференции «Модернизация России: приоритеты, проблемы, решения» (Москва, 20–21 декабря 2018 года). – М., 2019. – С. 496–507.
8. Рыбакова М. В., Буланова М. Б. Малокомплектные сельские школы России: неравенство и новые возможности в цифровом образовании // Социальная стратификация в цифровую эпоху: к 130-летию со дня рождения Питирима Сорокина: сборник материалов. – М.: МГУ им. М. В. Ломоносова. – 2019. – С. 1604–1607.
9. Сизова В. В., Торгованова О. Н., Шабанова А. Е. Психологические барьеры и неравенство в образовании // Психологически безопасная образовательная среда: проблемы проектирования и перспективы развития: сборник материалов III Международной научно-практической конференции. – Чебоксары, 2021. – С. 104–106.
10. Смирнов Н. К., Демидова О. А. Социальная несправедливость как фактор фрустрации и эмоционального стресса у школьников и педагогов // Непрерывное педагогическое образование.ru. – 2013. – № 6. – С. 32–40.
11. Borgonovi F., Marconi G. Inequality in Higher Education: Why Did Expanding Access Not Reduce Skill Inequality? // Open Education Studies. – 2020. – № 2 (1). – Р. 312–343. – URL: https://www.researchgate.net/publication/348736298_Inequality_in_Higher_... (дата обращения: 12.07.2021). DOI: 10.1515/edu-2020-0110.
12. Chory R. M., Horan S. M., Houser M. L. Justice in the Higher Education Classroom: Students’ Perceptions of Unfairness and Responses to Instructors // Innovative Higher Education. – 2017. – № 42 (4). – P. 321–336. – URL: https://www.researchgate.net/publication/348736298_Inequality_in_Higher_.... (дата обращения: 12.07.2021). DOI: 10.1007/s10755-017-9388-9.
13. Kersha Y. School Socioeconomic Composition as a Factor of Educational Inequality Reproduction // Educational Studies Moscow. – 2020. – № 4. – P. 85–112.
14. Yan P. Chinese EFL Students’ Perceptions of Classroom Justice: The Impact of Teachers’ Caring and Immediacy // Frontiers in Psychology. – 2021. – № 12. – URL: https://www.researchgate.net/publication/355462932_Chinese_EFL_Students’_Perceptions_of_Classroom_Justice_The_Impact_of_Teachers’_Caring_and_Immediacy (дата обращения 12.07.2021). DOI: 10.3389/fpsyg.2021.767008