УДК: 
370(09) + 947(571)
Зверев Владимир Александрович
Доктор исторических наук, главный научный сотрудник сектора историко-демографических исследований, Институт истории СО РАН; профессор кафедры отечественной истории, Новосибирский государственный педагогический университет, sosna232@yandex.ru, Новосибирск
Зверева Капитолина Емельяновна
Кандидат исторических наук, доцент кафедры отечественной истории, Новосибирский государственный педагогический университет, zvereva.kap@yandex.ru, Новосибирск

МИРОВЫЕ ПОСРЕДНИКИ, КРЕСТЬЯНЕ И ШКОЛЬНЫЕ «НАЙМИТЫ». СУДЬБА СЕЛЬСКИХ ОБЩЕСТВЕННЫХ УЧИЛИЩ В АЛТАЙСКОМ ОКРУГЕ СЕРЕДИНЫ XIX ВЕКА

Аннотация: 
В статье характеризуется преимущественно позитивная роль мировых посредников и крестьянских обществ в деле развития начального образования в селениях Алтайского горного округа в период либеральных реформ 1860–1870-х гг. Речь идет о судьбе волостных школ – одного из наиболее массовых видов училищ, а также сельскохозяйственной школы. Впервые публикуется тот фрагмент рукописного «Отчета о состоянии сельских училищ в Тобольской и Томской губерниях», который посвящен недолгой истории «процветания» волостных школ на Алтае. Отчет написан в 1893 г. известным российским педагогом Б. И. Сциборским по результатам ревизии начальных училищ, но с учетом изысканий, проведенных предшественниками (С. Л. Чудновским, А. П. Булановым, П. А. Голубевым), а также архивной делопроизводственной документации и публикаций в региональной прессе. Сциборский выступает здесь и в качестве историка-исследователя, и в роли создателя интересного, хотя и вторичного, источника для изучения истории образования в Западной Сибири.
Ключевые слова: 
Алтайский горный округ, реформа образования, мировые посредники, русское крестьянство, начальная школа, волостная школа, сельскохозяйственная школа, комиссия Б. И. Сциборского.
Библиографический список: 

1. Голубев П. А. Народное образование // Алтай: историко-статистический сборник по вопросам экономического и гражданского развития Алтайского горного округа. – Томск: Типолит. Михайлова и Макушина, 1890. – С. 236–298.
2. Государственный архив Томской области (ГАТО). – Ф. 3 (Томское губернское управление). – Оп. 48. – Д. 13, 42.
3. ГАТО. – Ф. 126 (Управление Западно-Сибирского учебного округа МНП). – Оп. 1. – Д. 672. – 205 л.
4. Зверева К. Е., Зверев В. А. Как Сибирь училась читать: школа, грамотность и книга в русской деревне конца XIX – начала XX в.: монография. – Новосибирск: Изд. НГПУ, 2013. – 237 с.
5. Соловой П. [Буланов А. П.] Народное образование в Сибири: (окончание) // Юридический вестник: издание Московского юридического общества. – 1889. – № 10. – С. 239–262.
6. Чудновский С. Л. Исторический ход народного просвещения в Томской губернии: (окончание) // Памятная книжка Томской губернии 1885 г. – Томск: Изд. Томск. [губерн.] стат. ком., 1885. – С. 1–95 (отд. паг.).
7. Чудновский С. Л. Школы в Сибири // Журнал Министерства народного просвещения. – 1888. – № 11. – Отд. 4. – С. 20–41; № 12. – С. 56–88; 1892. – № 1. – С. 1–45 (3-я паг.); № 2. – С. 107–140 (2-я паг.).