УДК: 
070+930+372.016:741
Сидорчук Оксана Николаевна
Кандидат исторических наук, доцент кафедры отечественной истории Института истории, гуманитарного и социального образования, Новосибирский государственный педагогический университет, sonya97@ mail.ru, Новосибирск

«ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ – ГРАМОТНОСТЬ ПРОСВЕЩЕННОГО ЧЕЛОВЕКА» или «РИСОВАТЬ МОЖЕТ КАЖДЫЙ»: ИСТОРИЯ ОДНОГО ЭКСПЕРИМЕНТА НА СТРАНИЦАХ ЖУРНАЛА «РУССКАЯ ШКОЛА» НАЧАЛА ХХ ВЕКА

Аннотация: 
В статье рассматривается источниковый потенциал «толстого» журнала «Русская школа» в выявлении интересной программы художественного образования детей в начале ХХ века, когда проблемы преподавания изобразительного искусства, формирование специальных навыков для «всех» или для «избранных» становятся предметом обсуждения педагогов. Анализ статей журнала позволил определить цели и задачи художественного образования, принципы построения программы, выявить подходы к отбору содержания, охарактеризовать методические приемы. В статье приводятся интересные сведения об истории одного эксперимента, проводимого в «домашней» школе, устроенной В. А. Гардениной в Воронежской губернии. Выдвинутая педагогами начала ХХ века гипотеза о том, что научить рисовать можно каждого ребенка, подтверждается на практике. Приводятся данные об организации процесса обучения, логике построения программы, поэтапном освоении учениками различных приемов (знакомство с геометрическими фигурами, создание орнаментальной композиции, рисование по воображению, рисование по замыслу, иллюстрированное рисование и др.). В статье сделан вывод о том, что многие приемы, разработанные педагогами прошлого века, не потеряли актуальности и в настоящее время.
Ключевые слова: 
«толстые» журналы, «Русская школа», художественное образование, методика обучения предметам изобразительного искусства, приемы рисования и лепки
Библиографический список: 

1. Ашикова С. Г. Изобразительное искусство. 4 класс: учебник. – Самара : Изд-во «Учебная литература» : Издательский дом «Федоров», 2012. – 128 с.
2. Есин Б. И. История русской журналистики (1703 – 1917): учебно-методический комплект. – М.: Флинта, 2000. – 464 с.
3. Казакова Т. А. Развивайте у дошкольников творчество. – М. : Просвещение, 1985. – 255 с.
4. Комарова Т. С. Детское художественное творчество. – М.: Мозаика – Синтез, 2008. – 160 с.
5. Кузин В. С. Изобразительное искусство 4 класс: учебник. – М.: Дрофа, 2013. – 159 с.
6. Махонина С. Я. История русской журналистики начала ХХ в.: учебно-методический комплект: хрестоматия, учебное пособие по специальности «Журналистика». – М.: Флинта : Наука, 2008. – 368 с.
7. Неменская Л. А. Изобразительное искусство. Каждый народ – художник. 4 класс. – М.: Просвещение, 2011. – 159 с.
8. Реутова (Фатеенко) М. А. Тема сибирской начальной школы в освещении частных педагогических журналов «Русская школа» и «Вестник воспитания» (1908–1914 гг.) // Известия Алтайского государственного университета. –Барнаул, 2010. № 4/3 (68). – С. 194–197.
9. Реутова М. А. Тема сибирской начальной школы в освещении ведомственных педагогических журналов (1907–1914 гг.) // Философия образования. – 2011. № 5 (38). – С. 84–91.
10. Родигина Н. Н. «Другая Россия»: Образ Сибири в русской журнальной прессе второй половины XIX - начале ХХ в. – Новосибирск : НГПУ. 2006. – 343 с.
11. Родигина Н. Н. «Исполнение культурной миссии России на востоке»: образование в Сибири в освещении еженедельных иллюстрированных журналов второй половины XIX– начала ХХ вв. // Сибирский педагогический журнал. – 2013. – № 1. – С. 44–49.
12. Родигина Н. Н. «Какая школа нужна Сибири?»: вопросы регионального образования в освещении педагогических журналов конца XIX – начала ХХ в. // Сибирский педагогический журнал. – 2006. – № 5. – С. 141–150.
13. Родигина Н. Н. «Кому просвещать Сибирь?»: Образовательная проблематика общественно-политических журналов второй половины XIX в. // Сибирский педагогический журнал. – 2006. – № 5. – С. 141–150.
14. Родигина Н. Н. Образ Сибири в педагогических ежемесячниках рубежа XIX – ХХ вв. // Культура и интеллигенция меняющихся регионов России: ХХ век. Интеллектуальные диалоги: ХХI век. Россия – Сибирь – Казахстан: Материалы VI Всерос. науч. и науч.-практ. конф. с международным участием (Омск, 3-5 октября 2006 г.) . – Омск : Международ. ин-т стратегич. проектир., 2006. – С. 127–131.
15. Родигина Н. Н., Кузнецова Т. А. Тема Сибири в частных и официальных педагогических журналах второй половины XIX – начала ХХ в. // Гуманитарные науки в Сибири. – 2012. – № 4. – С. 19–23.
16. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Электронный ресурс]. URL: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=959 (дата обращения 11. 02.2014).
17. Художественное образование в школе и новые приемы его преподавания // Русская школа. – 1909. – № 12. – С. 114–135.