УДК: 
94+372.016:94+37.0
Франк Артём Владимирович
Без ученой степени, Аспирант кафедры Всеобщей истории, историографии и источниковедения, Новосибирский государственный педагогический университет, artem.frank.1988@mail.ru, Новосибирск

Р. Ю. ВИППЕР И РАЗВИТИЕ ШКОЛЬНОГО ИСТОРИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПЕРВОЙ ЧЕТВЕРТИ XX ВЕКА

Аннотация: 
Автор анализирует дидактическое наследие выдающегося русского и советского историка Р. Ю. Виппера, наиболее полно отразившееся в написании учебников для средней школы. В статье рассматривается учебная литература по древней истории, Средневековья и Нового времени с точки зрения новаторских, методических приёмов, применяемых Р. Ю. Виппером в системе школьного исторического образования в первой четверти XX в. Акцент делается на актуальных педагогических практик, которые могут быть применены в современной школе. Наряду с этим прослеживаются теоретико-методологические взгляды Р. Ю. Виппера, которые так или иначе нашли отражение на страницах школьных учебников.
Ключевые слова: 
история Древнего мира, история Средних веков, история Нового времени, школьное историческое образование, проблемный метод обучения, приём конкретизации, динамизм, принцип сравнения, принцип синхронности, хронологический метод.
Библиографический список: 

1. Виппер Р. Ю. Круговорот истории. – М.-Берлин: Возрождение, 1923. – 201 с.
2. Виппер Р. Ю. Учебник истории. Новое время. – Рига: Изд-во акц. общ. Вальтере и Рапа, 1928. – 473 с.
3. Виппер Р. Ю. Иван Грозный. – М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1944. – 160 с.
4. Виппер Р. Ю., Васильев А. А. История древнего мира. История средних веков. – М.: Республика, 1993. – 511 с.
5. Виппер Р. Ю. Лекции по истории Греции. Очерки истории Римской империи (начало): в 2 т. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1995. – Т. 1. – 480 с.
6. Виппер Р. Ю. История Нового времени. – М.: Республика, 1995. – 496 с.: ил.
7. Виппер Р. Ю. История Средних веков. Курс лекций. – Киев: AirLand, 1996. – 384 с.
8. Володихин Д. М. Критика теории прогресса в трудах Р. Ю. Виппера // Вопросы истории. – 1999. – № 2. – С. 153 – 162.
9. Данилова А. П. Р. Ю. Виппер как историк античности: (1859 – 1954) // Вестник Древней Истории. – 01/1984. – № 1. – С. 160 – 174.
10. Ключевский В. О. Курс русской истории. Полный курс лекций. – М.: Мысль, 1995. – 774 с.
11. Новиков М. В., Перфилова Т. Б. Р. Ю. Виппер и историческое образование: вопросы дидактики // Ярославский педагогический вестник. – 2011. – № 3. – С. 37 – 43.
12. Полиновская Е. А. Современные подходы к изучению Новейшей истории стран Запада // Сибирский педагогический журнал. – 2013. – № 1. – С. 89 – 93.
13. Сафронов Б. Г. Историческое мировоззрение Р. Ю. Виппера и его время. – М.: Изд-во МГУ, 1976. – 224 с.
14. Умбрашко К. Б. Классификация исторических источников в профессиональной подготовке бакалавров (культурологические аспекты) // Сибирский педагогический журнал. – 2012. – № 4. – С. 95 – 101.
15. Умбрашко К. Б. Историография истории России в профессиональной подготовке бакалавров // Сибирский педагогический журнал. – 2013. – № 1. – C. 66 – 73.
16. Ширяева Н. А. Специфика реализации исследовательской деятельности в организации образовательного процесса // Сибирский педагогический журнал. – 2012. – № 7. – С. 144 – 148.