УДК: 
159.97+376.4
Ефимова Нина Юрьевна
Без ученой степени, Старший преподаватель кафедры общей и специальной психологии Института детства, Новосибирский государственный педагогический университет, Efimova-nina@inbox.ru, Новосибирск

ИССЛЕДОВАНИЕ АГРЕССИВНОСТИ ПОДРОСТКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Аннотация: 
Проблемы социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья являются ключевыми в вопросах организации для них системы специального образования. Необходимым условием для развития социально адаптированной личности служит её умение налаживать продуктивные взаимоотношения с окружающими людьми, что в свою очередь зависит от комплекса её личностных предпосылок и психофизических особенностей. Статья посвящена исследованию проявлений агрессивности умственно отсталых подростков в повседневной жизни как одного из признаков интолерантности, наличие которого тормозит развитие навыков социального поведения. Исследование также коснулось возможности применения традиционных методик для диагностики уровня агрессивного поведения.
Ключевые слова: 
агрессивное поведение, индекс агрессивности, индекс враждебности, школьники с умственной отсталостью.
Библиографический список: 

1. Агавелян О. К., Иванова М. В.. Особенности распознавания эмоциональных контекстов по голосу подростками с проблемами в развитии. // Сибирский педагогический журнал. — 2009. — № 02. — С. 449–452.
2. Бородина В. Н., Кошкаров В. И. Психолого-педагогические проблемы становления
идентичности личности в критических ситуациях // Сибирский педагогический журнал. – 2013 . – № 5. – С. 246–249.
3. Быструшкин С. К. Психофизиологические аспекты агрессивного поведения личности.// Сибирский педагогический журнал. – 2012. – №3. – С. 266–268.
4. Добрин А. В.. Теоретические основы исследования эмоционального интеллекта и его взаимосвязи с психологическими и психофизиологическими параметрами.// Психология образования в поликультурном пространстве. – 2013. – Т.1. – № 21. – С. –5–10.
5. Материал Psylab.info - энциклопедии психодиагностики. [Электронный ресурс]. URL: http://psylab.info (дата обращения: 18.01.2014)
6. Николаева Е. И., Колчева Н. И. Теоретические основы исследования эмоционального интеллекта и его взаимосвязи с психологическими и психофизиологическими параметрами //Психология образования в поликультурном пространстве. – 2010. – Т.1. – № 1. – С. 50–60.
7. Психологические тесты для профессионалов. – Минск: Соврем.Школа. – 2007. – 496 с.
8. Рубинштейн С. Я. Психология умственно отсталого школьника. — Москва: Просвещение. — 1986. – 192 с .
9. Сафронова М. В. Школьная сомоорганизация как условие психосоциального благополучия учащихся // Сибирский педагогический журнал. – 2013. – №6. – С. 252–255.
10. Соколова Е. В., Гуляева К. Ю.. Предупреждение и коррекция поведенческих расстройств у детей. – Новосибирск. – 2003 . – 594 с.