УДК: 
37.0+004.9+159.9
Андриенко Елена Васильевна
Доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой педагогики и психологии Института физико-математического, информационного и технологического образования, Новосибирский государственный педагогический университет, eva_andrienko@rambler.ru, Новосибирск

Цифровизация образования в контексте решения психолого-педагогических проблем воспитания и обучения

Аннотация: 
В статье рассматриваются некоторые актуальные проблемы социализации, обучения и воспитания детей с учетом фактора цифровизации образования. Автор анализирует психолого-педагогические аспекты развития и социализации обучающихся в контексте доминирования «виртуальной реальности», а также вопросы цифровой трансформации образования. Рассматриваются противоречивые оценки цифровизации в сравнительно-сопоставительном аспекте, позитивные и негативные аспекты её влияния на воспитание и обучение. Цель статьи – проанализировать актуальные психолого-педагогические проблемы в сложных условиях стремительно развивающейся цифровизации образования, выявить особенности информационных и коммуникативных процессов с учетом необходимости решения задач воспитания и обучения. Методология и методы исследования. Методология исследования базируется на сравнительно-сопоставительном анализе российских и зарубежных научных подходов к изучению цифровизации в контексте её влияния на образование и психолого-педагогические процессы, связанные с социализацией, воспитанием, обучением и развитием личности. Используется социокультурный методологический подход при изучении влияния цифровизации на образование. Результаты исследования, обсуждение. Сравнительно-сопоставительный анализ отечественных и зарубежных источников по выявлению проблем обучения, воспитания и развития личности в условиях цифровизации образования показал наиболее значимые сферы развития, определяющие актуальные психолого-педагогические направления деятельности. Выделяются две основные сферы развития личности в современных образовательных условиях: информационная сфера и коммуникативная сфера. Информационная сфера обусловливается цифровой социализацией в интернете и цифровой трансформацией образования. Коммуникативная сфера ориентируется на общение, формирующее новые характеристики и качества взаимодействия субъектов образования с учетом его неизбежной цифровизации. Определяется специфика трансформации общения в условиях цифровизации. Особенности трансформации взаимодействия в дистанционном образовании отражают общие изменения, связанные с редукцией/упрощением общения: перенос новых форм общения из социальных сетей в реальную практику коммуникации. Меняющийся информационно-коммуникативный аспект современного образования, который детерминирует разработку новых подходов, методов, форм и средств обучения, определяет специфику межличностного взаимодействия с учетом уже произошедшей трансформации словесной культуры под влиянием интернета и виртуальной социализации детей и молодежи, является одним из важнейших объектов исследования в психолого-педагогической практике. Заключение. Перспективы полученных аналитических данных связаны с решением проблемы эффективной психолого-педагогической коммуникации в дистанционном обучении. Для педагогов и психологов, работающих в условиях цифровизации образования, необходимо учитывать социально-психологический и лингвистический эффект редукции/упрощения общения, который сказывается на смысловых аспектах передачи информации и выработки смыслов при обучении.
Ключевые слова: 
цифровизация образования, цифровая образовательная среда, образование, обучение, воспитание, развитие личности, социализация, трансформация общения, социальные сети, дистанционное обучение
Библиографический список: 

1. Катермина В. В., Илмаз-Леденева Т. О. Языковая личность в дискурсе социальных сетей // Вестник ЧПГУ им. И. Я. Яковлева. – 2019. – № 3 (103). – С. 64–70.
2. Кронгауз М. А. Словарь языка интернета. ru / под редакцией М. А. Кронгауза. – М., 2016. – 288 с.
3. Проблемы и перспективы цифровой трансформации образования в России и Китае. II Российско-Китайская конф. исследователей образования «Цифровая трансформация образования и искусственный интеллект» (Москва, Россия, 26–27 сентября 2019 г.) / А. Ю. Уваров, С. Ван, Ц. Кан [и др.]; отв. ред. И. В. Дворецкая. – М.: Изд. дом высшей школы экономики, 2019. – 155 с.
4. Рыжков М. С. Речевые стратегии участников синхронного интернет-дискурса: на материале русско- и англоязычных чатов: автореф. дис. ... канд. фил. наук. – Воронеж, 2010. – 18 с.
5. Стариченко Б. Е. Цифровизация образования: реалии и проблемы // Педагогическое образование в России. – 2020. – № 4. – С. 16–26.
6. Строков А. А. Цифровизация образования: проблемы и перспективы // Вестник Мининского университета. – 2020. – Том 8, № 2 (31). – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tsifrovizatsiya-obrazovaniya-problemy-... (дата обращения: 18.10.2021).
7. Тоффлер Э. Третья волна (Alvin Toffler. The Third Wave, 1980) / пер. с англ. К. Ю. Бурмистрова и др. – М.: АСТ, 2010. – 784 с. – (Philosophy).
8. Трудности и перспективы цифровой трансформации образования / А. Ю. Уваров, Э. Гейбл и др.; под ред. А. Ю. Уварова, И. Д. Фрумина; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики», Ин-т образования. – М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2019. – 343 с. – (Российское образование: достижения, вызовы, перспективы / науч. ред. Я. И. Кузьминов, И. Д. Фрумин).
9. Фельдштейн Д. И. Современное детство как социокультурный и психологический феномен // Universum: Вестник Герценовского университета. – 2012. – № 1. – URL: https /cyberleninka.ru/article/n/sovremennoe-detstvo-kak-sotsiokulturnyy-i-psihologicheskiy-fenomen (дата обращения: 17.02.2020).
10. Andersson P., Mattsson L.-G. Future digitalization of education after COVID-19. – URL: https://www.hhs.se/en/research/sweden-through-the-crisis/future-digitali... (дата обращения: 17.12.2021).
11. Broad J. Interpretations of independent learning in further education // Journal of Further and Higher Education. – 2006. – № 2 (30). – P. 119–143.
12. Howe N., Strauss W. Generations: The History of America’s Future, 1584 to 2069. – New York: William Morrow & Company, 1991. – URL: https://archive.org/details/GenerationsTheHistoryOfAmericasFuture1584To2... (дата обращения: 03.03.2020).
13. Newman D. Top 6 Digital Transformation Trends In Education. – URL: https://www.forbes.com/sites/danielnewman/2017/07/18/top-6-digital-trans... (дата обращения: 21.12.2021).
14. Candy P. C. Self-direction for Lifelong Learning. – California: Jossey – Bass, 1991. – 271 p.
15. Postman N. Amusing Ourselves to Death: Public Discourse in the Age of Show Business. – USA: Penguin OSA, 2005. – 184 p.
16. Postman N. The Disappearance of Childhood. – N.Y.: Delacorte Press, 1982. – 177 p.
17. Pedró F. The New Millenium Learners: Challenging our Views on ICT and Learning. – URL: http://www.oecd.org/dataoecd/1/1/38358359.pdf (дата обращения: 28.02.2020)
18. Fukuyama F., Richman B., Goel A. How to Save Democracy From Technology. – URL: https://www.foreignaffairs.com/articles/united-states/2020-11-24/fukuyam... (дата обращения: 26.11.2020).
19. Wilson D. N. The Future of Comparative and International Education in a Globalised World // Comparative Education: Continuing Traditions, New Challenges, and New Paradigms / ed. by M. Bray. – Dordrecht: Kluwer, 2003. – P. 15–33.