УДК: 
364.3+37.064+37.048
Лаврентьева Зоя Ивановна
Доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры педагогики и психологии института истории, гуманитарного и социального образования, Новосибирский государственный педагогический университет, lzi53@mail.ru, Новосибирск

Педагогические основы создания цифрового сервиса для будущих замещающих родителей

Аннотация: 
Проблема и цель. Политика семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, актуализировала проблему поиска наиболее ресурсных замещающих семей. Целью выступает обеспечение качества жизни ребенка в замещающей семье, совпадение интересов семьи и ребенка, предупреждение возвратов детей в социальные учреждения, способом – создание цифровых сервисов по поиску ресурсной семьи для ребенка. Цель статьи. Научное обоснование теоретико-методологических основ создания цифрового сервиса для будущих замещающих родителей. Методология. Цифровизация все активнее внедряется в социальные отношения. Значительное удобство цифра приносит в процессе получения социальных услуг, индивидуализации социального обеспечения, включения в социальную жизнь людей с ограничениями по здоровью, расширения социальных межличностных контактов. Вместе с тем именно эта сфера отношений при переходе на цифровизацию более всего подвержена рискам ухода от действительности, нарушению социализации, деформации межличностных отношений. При разработке цифровых сервисов социального характера необходимо учитывать строгую научность в подборе информации, сохранять направленность сервиса на человека, его развитие и гуманизм, ориентироваться на общественные цели и ценности, учитывать риски использования цифровых технологий в процессе организации общественной жизнедеятельности. В заключении делается вывод, что данные теоретико-методологические установки в полном объеме были учтены разработчиками цифровой платформы для будущих замещающих родителей. Цифровой сервис был разработан специалистами благотворительного фонда «Солнечный город» г. Новосибирска и включал в себя набор инструментов, с помощью которого будущие замещающие родители могли оценить свой родительский потенциал, познакомиться с социально-психологическими особенностями будущего приемного ребенка и найти точки соприкосновения интересов ребенка и семьи. Сервис был направлен на развитие социального участия граждан в решении проблемы сиротства.
Ключевые слова: 
семейное воспитание, дети-сироты, замещающая семья, цифровая платформа, теоретические концепции
Библиографический список: 

1. Боенкина Е. А. Определение мотивации у кандидатов в замещающие родители как профилактика вторичного сиротства // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Познание. – 2017. – № 5–6. – С. 32–37.
2. Галагузова Ю. Н., Мазурчук Н. И. Замещающая семья как психолого-педагогический феномен: структурно-функциональные особенности и типичные сложности // Psychology. Psychophysiology. – 2020. – Vol. 13, no. 1. – Р. 62–63. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/zameschayuschaya-semya-kak-psihologo-p... (дата обращения: 05.12.2021).
3. Жулего В. Г., Балякин А. А., Нурбина Н. В. и др. Цифровизация общества: новые вызовы в социальной сфере // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2019. – № 9–2. – С. 36–43.
4. Захарова Ж. А. Проблемы детей-сирот, воспитывающихся в замещающих семьях [Электронный ресурс] // Вестник КГУ им. Н. А. Некрасова. – 2006. – № 8. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-detey-sirot-vospityvayuschihs... (дата обращения: 12.12.2021).
5. Лаврентьева З. И. Возврат детей из замещающих семей как социально-педагогический феномен // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. – 2017. – Вып. 3 (23). – С. 178–183.
6. Осипов Г. В., Климовицкий С. В. Цифровизация общественной жизни и новые задачи социальных наук [Электронный ресурс]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tsifrovizatsiya-obschestvennoy-zhizni-... (дата обращения: 14.12.2021).
7. Романова Н. В. Цифровизация услуг в социальной сфере: проблемы и перспективы // Вестник УГНТУ. Наука, образование, экономика. – 2020. – № 1 (31). – С. 58–65.
8. Скалабан И. А. В поисках солидарности. Общественное участие в зеркале теории социального капитала // Вестник НГУЭУ. – 2015. – № 1. – С. 304–315.
9. Чернов И. Б. Цифровизация как тенденция развития современного общества: специфика научного дискурса // Гуманитарий юга России. – 2021. – Т. 10 (47), № 1. – С. 121–131.
10. Bourdieu P. The Forms of Capital // Handbook of Theory and Research for the Sociology of Education / ed. John Richardson. – N. Y., 1985.
11. Cenamor J., Sjödin D. R., Parida V. Adopting a platform approach in servitization: Leveraging the value of digitalization // International Journal of Production Economics. – 2017. – № 192. – P. 54–65.
12. Collins R. Social distancing as a critical test of the micro-sociology of solidarity // American Journal of cultural sociology. – 2020. – Vol. 8, no. 3. – P. 477–497.
13. Drexl J. Economic Efficiency versus Democracy: On the Potential Role of Competition Policy in Regulating Digital Markets in Times of Post-Truth Politics // Competition Policy: Between Equity and Efficiency / eds. D. Gerard, I. Lianos. – Cambridge: Cambridge University Press, 2017.
14. James Manyika, Michael Chui, Brad Brown. Report. Big data: The next frontier for innovation, competition, and productivity [Электронный ресурс] // McKinsey Global Institute. May 2011. – URL: https://www.mckinsey.com/business-functions/digital-mckinsey/our-insight... (дата обращения: 02.12.2021).
15. Lavrentieva Z. I., Leonova E. E. Returns of adolescents from adoptive families: problems and pedagogical solutions // The European Proceedings of Social and Behavioural Sciences EpSBS / edited by A. G. Shirin, 2020. – P. 389–395.
16. Archard P., Laird S. E., Clawson R., Morris K. Family experiences of children’s social care involvement following a social work change programme // Journal of Social Work Practice. – 2017. – № 32(3). – P. 237–250. DOI: https://doi.org/10.1080/02650533.2017.1326473
17. Solove D. J. The Digital Person: Technology and Privacy in the Information Age. – New York: NYU Press, 2006