УДК: 
13+37(09)Газман О. С.
Пивченко Владимир Петрович
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии, Институт истории, гуманитарного и социального образования, Новосибирский государственный педагогический университет, vladimirpivchenko@yandex.ru, Новосибирск
Шабанов Артем Геннадьевич
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии, Институт истории, гуманитарного и социального образования, Новосибирский государственный педагогический университет, shabanov_11.01.84@mail.ru, Новосибирск

Свободоспособность как интегральная педагогическая ценность в педагогическом наследии О. С. Газмана

Аннотация: 
Статья посвящена осмысливанию таких значимых для современной педагогики категорий, как свобода в пространстве воспитания, формирование свободной личности с позиций гуманистического подхода к личности воспитанника. Основное внимание при этом уделяется педагогическому наследию О. С. Газмана, его педагогическим идеям и научно-теоретическим обобщениям. Педагогическое наследие О. С. Газмана сегодня воспринимается не только в контексте предлагаемых им педагогически важных суждений, методических обобщений, высказанных в эпоху перестройки. С позиций педагогики XXI в., организации современного российского образования, идеи, высказанные О. С. Газманом, предстают как новаторская философско-педагогическая концепция, в которой основными являются такие понятия, как свободоспособность, самообразование личности, педагогическая поддержка. При этом, на наш взгляд, работа над важнейшими идеями О. С. Газмана сегодня в отечественной педагогике недостаточна. В большей степени, наверное, осмысливается и используется его идея педагогической поддержки, которая обрела сегодня некоторые методические черты и реализуется во многих образовательных учреждениях, прежде всего благодаря его ученикам и последователям, Н. Н. Михайловой и С. М. Юсфину. Суждения О. С. Газмана относительно свободоспособности как стержня формирования современной личности, способной делать собственный выбор, реализовать различные собственные жизненные стратегии и сценарии, соотносясь со своими нравственными установками, и готовой в полной мере нести ответственность за этот выбор – конечно, недостаточно прокомментированы и далеко не в полной мере включены в теорию и практику современной педагогики. Однако нет сомнения, что такие новаторские идеи по праву ставят О. С. Газмана в ряд с выдающимися отечественными мыслителями, такими, например, как С. И. Гессен, который в свое время глубоко анализировал понятие «свобода» в педагогической теории и практике. Цель статьи – провести анализ наиболее значимых научных положений, заявленных О. С. Газманом и касающихся сущности свободоспособности и ресурсов её формирования у воспитанников. Основные методы исследования: анализ научно-методической литературы, сравнительный анализ теоретико-педагогических концепции; теоретические обобщения. Результаты исследования: был сделан вывод о том, что, во-первых, О. С. Газман прочно утвердил свободоспособность как новую для своего времени интегральную категорию, понимаемую как целостность личностного ядра развивающегося человека; во-вторых, идеи О. С. Газмана и его предположения относительно реализации принципа свободосообразного воспитания, которые он успел воплотить в своей педагогической деятельности, сегодня наконец обретают черты практического осмысливания и применения.
Ключевые слова: 
свобода в пространстве воспитания, педагогическая поддержка, свободоспособность, принцип свободосообразности, самообразование личности, педагогическая поддержка
Библиографический список: 

1. Абрамова В. В. Сущность понятия субъектно-профессиональной активности в контексте воспитательной деятельности педагога // Фундаментальные проблемы воспитания в условиях современных социальных процессов: материалы международной научно-практической конференции. – Новосибирск, 2020. – С. 330–335.
2. Александрова Е. А. Создаем систему воспитательной работы в школе // Народное образование. – 2008. – № 9 (1382). – С. 227–235.
3. Газман О. С. Неклассическое воспитание: От авторитарной педагогики к педагогике свободы. – М.: МИРОС, 2002. – 296 с.
4. Гессен С. И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию / отв. ред. П. В. Алексеев. – М.: Школа-Пресс, 1995. – 447 с.
5. Киселев Н. Н., Аникеева Н. П. Информационно-волновые процессы в воспитании // Фундаментальные проблемы воспитания в условиях современных социальных процессов: материалы международной научно-практической конференции. – Новосибирск, 2020. – С. 92–97.
6. Крылова Н. В. поисках новой науки // Газман О..С. Неклассическое воспитание: От авторитарной педагогики к педагогике свободы. – М.: МИРОС, 2002. – С. 284–287.
7. Ларионова И. А. Ситуация успеха в процессе развития отношений сотрудничества между учителем и учащимися // Педагогическое образование в России. – 2014. – № 9. – С. 198–206.
8. Лобынцева С. В., Михайлова Н. Н., Юсфин С. М. Развитие самоорганизации детско-взрослой общности в дополнительном образовании // Социальная педагогика в России. Научно-методический журнал. – 2019. – № 4. – С. 32–39.
9. Михайлова Н. Н. Технология педагогической поддержки в развитии воспитания школьников // Научные исследования проблем детства, воспитания, социализации: актуальные аспекты, теоретические и методические основы. – М., 2018. – С. 30–32.
10. Пивченко В. П. Педагогическая поддержка как основа профессиональной позиции воспитателя в работе с детским коллективом // Социальное партнёрство: педагогическая поддержка субъектов образования: материалы IV Международной научно-практической конференции / редколл.: Н. Н. Михайлова и др. – М.: Пробел, 2016. – С. 79–85.
11. Пивченко В. П. Личностно-ориентированная педагогика А. С. Макаренко в воспоминаниях его воспитанников // Сибирский педагогический журнал. – 2019. – № 2. – С. 102–112.
12. Примерная программа воспитания. – М., 2019. – 36 с.
13. Ромм Т. А. Научно-методическое сопровождение внедрения программы воспитания // Воспитание как стратегический национальный приоритет: Международный научно-образовательный форум. – Екатеринбург, 2021. – С. 39–42.
14. Ромм Т. А. Горизонты и границы воспитания // Отечественная и зарубежная педагогика. – 2017. – Т. 2, № 1 (36). – С. 75–82.
15. Чеснокова Г. С., Одинокова Н. А. Современные направления психолого-педагогического сопровождения детства // Сибирский педагогический журнал. – 2021. – № 2. – С. 124–127.
16. Шабанов А. Г. Психолого-педагогическое сопровождение социальной успешности подростков в школе // Сибирский педагогический журнал. – 2021. – № 4. – С. 34–42.
17. Шабанов А. Г. Педагогические условия формирования мотивации спортивной деятельности в детском танцевальном коллективе // Вестник педагогических инноваций. – 2021. – № 4 (64). – С. 60–65.
18. Юсфин С. М. Договор как механизм достижения и развития доверия // Портал доверия: сборник научных трудов. – Ульяновск, 2016. – С. 93–99.
19. Postman N. The Disappearance of Childhood. – N. Y.: Delacorte Press, 1982. – 177 p.
20. Ruys K., Stapel D. The Secret Life of Emotions // Psychological Science. – Vol. 19, April 2008. – Р. 385–391