УДК: 
378.14
Голубчикова Марина Геннадьевна
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики Педагогического института, Иркутский государственный университет, доцент кафедры педагогических и информационных технологий, Иркутская государственная медицинская академия последипломного образования – филиал ФГБОУ ДПО «Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования» Минздрава России, mg2@bk.ru, Иркутск

Педагогический поступок как средство проявления и становления нравственно-ценностной самостоятельности будущих педагогов

Аннотация: 
В статье представлен авторский взгляд на значение педагогического поступка для формирования правильного нравственного поведения в процессе подготовки будущих педагогов и в профессиональной деятельности. Рассматривается термин «нравственно-ценная самостоятельность» как характеристика результата воспитания и самовоспитания будущих педагогов. Предлагается способ формирования нравственно-ценностной самостоятельности через подготовку к педагогическому поступку посредством кейс-технологии. Цель статьи – раскрыть возможности педагогического поступка как средства проявления и становления нравственно-ценностной самостоятельности студентов – будущих педагогов. Методология и методы исследования: методологической основой исследования является компетентностно-деятельностный подход к педагогическому образованию; в процессе исследования использованы теоретические методы – анализ научных источников; логические – анализ, синтез, систематизация, обобщение; диагностические – анкетирование, тестирование; методы количественного и качественного анализа полученных результатов. Результаты исследования, обсуждение. Как показало исследование, немалая часть студентов к окончанию эксперимента проявила способности к творческому, нестандартному анализу педагогических ситуаций с опорой на нравственные ценности, что свидетельствует о готовности к педагогическому поступку. Таким образом, в процессе решения педагогических задач, направленных на формирование готовности к поступку, происходит становление нравственно-ценностной самостоятельности будущих педагогов Заключение. Подготовка к совершению педагогического поступка на основе кейс-технологии позволяет решить ряд актуальных для развития нравственных качеств задач: максимально активизировать каждого студента, вовлечь его в процесс анализа педагогической ситуации и принятия верного решения; способствовать эффективному применению теоретических знаний в педагогической деятельности для прогнозирования возможных последствий. Этому способствует применение в процессе обучения разработанных схем ориентировки, являющихся опорой для студентов в работе с педагогическими ситуациями.
Ключевые слова: 
поступок, педагогический поступок, самостоятельность, учебная самостоятельность, нравственно-ценностная самостоятельность, кейс-технология, анализ конкретных ситуаций
Библиографический список: 

1. Бакеева Е. В. «Ужас конкретности»: к философии поступка М. К. Мамардашвили // Вестник гуманитарного университета. – 2019. – № 4. – С. 162–168.
2. Бейзеров В. А. 105 кейсов по педагогике. Педагогические задачи и ситуации. – М.: Флинта, 2015. – 100 с.
3. Бизяева А. А. Психология думающего учителя: педагогическая рефлексия. – Псков: ПГПИ им. С. М. Кирова, 2004. – 216 с.
4. Голубчикова М. Г., Харченко С. А. Кейс-технологии в профессиональной подготовке педагога: учебное пособие. – Иркутск: Изд-во ГОУ ВПО «ИГПУ», 2007. – 116 с.
5. Джишкариани Т. Д. Проблемы формирования профессиональной компетентности у будущих педагогов по осуществлению духовно-нравственного воспитания в условиях дистанционного обучения // Наука и образование в современном вузе: вектор развития: материалы науч.-практич. конф. (Шуя, 13 мая 2020 г.). – Шуя, 2020. – С. 40–44.
6. Дмитриев Д. В. Толковый словарь русского языка. – М.: Астрель: АСТ, 2003. – 1578 с.
7. Ефремова Т. Ф. Современный толковый словарь русского языка: в 3 т. – М.: АСТ, 2006. – Т. 3. – 976 с.
8. Карандашев В. Н. Методика Ш. Шварца для изучения ценностей личности: концепция и методическое руководство. – СПб.: Речь, 2004. – 72 с.
9. Коломиец О. М. Организация учебно-профессиональной деятельности студента в преподавании на основе компетентностно-деятельностного подхода // Педагогический журнал Башкортостана. – 2016. – № 5. – С. 47–55.
10. Крылова В. В. Формирование готовности к педагогическому поступку в условиях сетевого взаимодействия // Модернизация педагогического образования в контексте глобальной образовательной повестке: сборник Всероссийской научно-практической конференции (Нижний Новгород, 10 ноября 2015 г.). – Нижний Новгород, 2015. – С. 160–162.
11. Крылова В. В. Ценность и смысл педагогического поступка // Европейский журнал современного образования. – 2014. – № 3. – С. 168–174.
12. Мамардашвили М. К. Необходимость себя. Введение в философию. – М.: Лабиринт, 1996. – 154 с.
13. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь. – М.: Оникс XIX век, 2004. – 1198 с.
14. О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 г. Указ Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204. – Доступ из справ. правовой системы «КонсультантПлюс» в локальной сети Науч. б-ки Иркут. гос. ун-та. [Электронный ресурс]. – URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201805070038 (дата обращения: 04.11.2021).
15. Скомарохов А. В. Поступок и симфония // Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого. – 2019. – № 3. – С. 174–181.
16. Ушакова В. С., Голубчикова М. Г. Поступок: сравнительный анализ // Образование в XXI веке: материалы III Международной научно-практической конференции (Москва, 28–29 февраля 2020 г.). – М.: Издательский дом «Развитие образования», 2020. – С. 297–303.
17. Hockings C., Thomas L., Ottaway J., Jones R. Independent learning – what we do when you’re not there // Teaching in Higher Education. Critical Perspectives. – 2018. – Vol. 23, Iss. 2. – P. 145–161.
18. Meyer B., Haywood N., Sachdev D., Faraday S. What is independent learning and what are the benefits for students? London: Department for Children, Schools and Families Research Report 051, 2008.