УДК: 
378.225
Гриневецкая Татьяна Николаевна
Кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой педагогики и психологии, Новосибирский государственный медицинский университет, профессор кафедры военной педагогики и психологии, Новосибирский военный ордена Жукова институт имени генерала армии И. К. Яковлева войск национальной гвардии Российской Федерации, Tanita973@list.ru, Новосибирск
Нюфтин Евгений Викторович
адъюнкт, Новосибирский военный ордена Жукова институт имени генерала армии И. К. Яковлева войск национальной гвардии Российской Федерации, 1eugene@mail.ru, Новосибирск

Метапроект как цифровое средство индивидуального проектирования в профессиональном образовании

Аннотация: 
В статье рассматривается решение проблемы недостаточной сформированности компетенций у будущих руководителей на фоне четвертой промышленной революции и цифровизации. Исходя из этого, видится проблема в недостаточной сформированности организационно-управленческой компетенции у будущих руководителей в условиях цифровизации. Целью статьи является определение цифровых средств индивидуального проектирования для формирования организационно-управленческой компетенции. Методологическую основу исследования составляет компетентностный подход, с использованием принципов личностно-деятельностного подхода. Основными методами исследования явились: теоретические – анализ, обобщение, сравнение и систематизация; эмпирические – наблюдение, опрос, изучение документации, методы интерпретации и анализа данных. Результаты исследования состоят из обоснования средства индивидуального проектирования – метапроекта обучающихся. Предлагаемый индивидуальный проект является средством формирования организационно-управленческой компетенции. Метапроект рассматривается в качестве цифрового средства профессионального обучения и раскрывается через среду его создания. Среда создания метапроекта выстроена вокруг взаимодействия традиционного и цифрового образования, профессиональной направленности и новаторства в управленческих идеях, информационной среды и технологий. Анализ психолого-педагогической литературы позволяет выявить дополнительные возможности образования посредством метапроекта и опасные факторы индивидуализации обучения со способами их преодоления. В заключении статьи обосновываются условия создания метапроекта, этапы, модули проектирования и влияние на разработку педагогической технологии и специального курса «Платформа – умелый руководитель».
Ключевые слова: 
четвертая промышленная революция, искусственный интеллект, цифровой двойник, виртуальная реальность, традиционное образование, цифровизация образования, метавселенная, цифровое образовательное пространство, организационно-управленческая компетенция, педагогическая технология
Библиографический список: 

1. Андриенко Е. В. Влияние мировых трендов на реализацию стратегических проектов развития российского образования // Философия образования. – 2020. – Т. 20, № 2. – С. 64–79. DOI: 10.15372/PHE20200205.
2. Бережнова Е. В. Возможности реализации принципа индивидуализации в процессе цифровой трансформации высшего образования // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. – 2021. – № 1 (154). – С. 34–37.
3. Блинов В. И., Биленко П. Н., Дулинов М. В. Педагогическая концепция цифрового профессионального образования и обучения: монография. – М.: Московский городской педагогический университет, 2020. – 112 с.
4. Богомаз С. А., Бойко Е. А., Яшина В. В. Взаимосвязь эмоционального интеллекта с параметрами деятельности, мотивации и ценностей у российской вузовской молодежи // Психология когнитивных процессов. – 2019. – № 8. – С. 14–25.
5. Богуславский М. В. Многомерность инновационных и ретроинновационных волн реформ российского образования во второй половине 1980-х гг. – начале XXI века // Пространство и время в диалоге педагогических культур: интерсубъективность историко-педагогического понимания: сборник научных трудов XXХIV сессии Научного совета по проблемам истории образования и педагогической науки при отделении философии образования и теоретической педагогики Российской академии образования. – Волгоград, 2021. – С. 38–45.
6. Вахитов Д. Р., Гриневецкая Т. Н., Биймырсаева Э. М. и др. Анализ некоторых проблем современного онлайн-обучения // Мир науки, культуры, образования. – 2021. – № 3 (88). – С. 15–17. DOI: 10.24412/1991-5497-2021-388-15-17.
7. Год науки и технологий в России: Инфографика. Статистика [Электронный ресурс] // Федеральная служба государственной статистики. – URL: https://rosstat.gov.ru/folder/70843/document/139956 (дата обращения: 01.11.2021).
8. Закиева Р. Р. Информатизация образования или цифровая трансформация? // Педагогическая информатика. – 2021. – № 2. – С. 134–137.
9. Леонтьев А. В., Закиева Р. Р. Цифровой двойник идеального выпускника как эффективный инструмент оценки качества подготовки студентов // Вестник педагогических наук. – 2021. – № 7. – С. 246–251.
10. Нюфтин Е. В. Аналитический обзор принципов индивидуального проектирования в образовании // Междисциплинарные практики в современном социально-гуманитарном знании: Материалы XXXVI Всероссийской научно-практической конференции (Ростов-на-Дону, 17 сентября 2021 года). – СПб.: Издательство ВВМ, 2021. – С. 185–187.
11. Нюфтин Е. В. Влияние средств индивидуального проектирования на формирование организационно-управленческих компетенций у курсантов военного института // Военно-правовые и гуманитарные науки Сибири. – 2021. – № 2 (8). – С. 202–209.
12. Ромм Т. А. Высшее образование в России в условиях трансформации // Вестник педагогических инноваций. – 2016. – № 1 (41). – С. 11–17.
13. Смолянинова О. Г., Иванов Н. А. Некоторые аспекты профессиональной подготовки в системе «бакалавриат-магистратура» в условиях информационного общества // Вестник Костромского государственного университета. – 2020. – Т. 26, № 2. – С. 154–160. DOI: 10.34216/2073-1426-2020-26-2-154-160.
14. Уваров А. Ю., Фрумин И. Д. Трудности и перспективы цифровой трансформации образования: монография. – М.: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», 2019. – 344 с. DOI: 10.17323/978-5-7598-1990-5.
15. Mintrop R., Zumpe E. Solving Real-Life Problems of Practice and Education Leaders’ School Improvement Mind-Set // American Journal of Education. – 2019. – Vol. 125, № 3. – P. 295–344. DOI: 10.1086/702733.
16. Salakhova V. B., Bazhdanova Y. V., Dugarova T. T., et al. The crisis of education in conditions of the covid-19 pandemic: The model of blended learning // Systematic Reviews in Pharmacy. – 2020. – Vol. 11, № 12. – P. 1411–1416. DOI: 10.31838/srp.2020.12.210.
17. Snyder L. G., Snyder M. J. Teaching Critical Thinking and Problem Solving Skills // Delta Pi Epsilon Journal. – 2008. – Vol. 50, № 2. – P. 90–99.