УДК: 
378.016:376-056.264
Бочкарева Татьяна Анатольевна
Кандидат филологических наук, доцент кафедры логопедии и психолингвистики, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского, tab1161@mail.ru, Саратов
Крючков Владимир Петрович
Доктор филологических наук, зав. кафедрой логопедии и психолингвистики, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского, vpks1@yandex.ru, Саратов
Рудзинская Танзиля Фаатовна
Кандидат психологических наук, доцент кафедры логопедии и психолингвистики, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского, tanzilyaff@yandex.ru, Саратов

Механизмы анализа учебно-профессиональной мотивации студентов-логопедов

Аннотация: 
Актуальность исследования обусловлена необходимостью совершенствования системы подготовки педагогических кадров, в том числе учителей-логопедов. Цель – разработка механизмов структурно-функциональной аналитической педагогической модели для изучения учебно-профессиональной мотивации студентов-бакалавров профиля «Логопедия». Задачи – определение концепции модели, ее уровней, примерного содержания каждого уровня, апробация модели на практике. Результатом является обоснование концепции аналитической модели для изучения учебно-профессиональной мотивации студентов-логопедов, ее уровневой организации, создание ее основы: раскрытие содержания организационно-технологического, формального, содержательного, интерпретационного и прогностического уровней, а также ее апробация в ходе изучения учебно-профессиональной мотивации студентов профиля «Логопедия» факультета психолого-педагогического и специального образования СГУ им. Н. Г. Чернышевского. Последняя показала эффективность разработанной модели в плане выявления динамики учебно-мотивационных процессов и факторов, влияющих на учебно-профессиональную мотивацию.
Ключевые слова: 
учебно-профессиональная мотивация логопеда, структурно-функциональная методическая аналитическая модель, концепция методической модели учебно-профессиональной мотивации, структура методической модели, уровни методической модели
Библиографический список: 

1. Абрамова М. А. Моделирование как метод исследования // Меридиан. – 2017. – № 4 (7). – С. 148–150.
2. Алмазова А. А. Профессиональная лингвистическая подготовка учителей-логопедов в системе высшего образования: автореф. дис. … д-ра пед. наук. – М., 2019. – 47 с.
3. Болотов В. А. Размышления о реформе педагогического образования // Образовательная политика. – 2012. – № 5 (61). – С. 8–14.
4. Бочкарева Т. А. Формирование коммуникативной компетенции студентов-бакалавров при изучении курса «Речевая культура дефектолога» (на материале стилевой дифференциации языка) // Научно-педагогическое обозрение. Pedagogical Review. – 2021. – № 3(37). – С. 124–129. DOI: 10.23951/2307-6127-2021-3-124-131.
5. Бочкарева Т. А., Крючков В. П., Рудзинс-кая Т. Ф. Учебно-профессиональные мотивы и динамика их формирования у студентов-логопедов в процессе обучения // Научно-педагогическое обозрение. Pedagogical Review. – 2021. – № 5 (39). – С. 21–30. DOI: 10.23951/2307-6127-2021-5-21-32.
6. Дахин А. Н. Педагогическое моделирование: сущность, эффективность и… неопределенность // Стандарты и мониторинг в образовании. – 2002. – № 4. – C. 22–26.
7. Дахин А. Н. Моделирование в педагогике // Идеи и идеалы. – 2010. – Т. 2, № 1 (3). – С. 11–20.
8. Загвязинский В. И. Методология и методы психолого-педагогического исследования: учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 208 c.
9. Ильина Т. И. Методика изучения мотивации обучения в вузе [Электронный ресурс]. – URL: http://testoteka.narod.ru /ms/1/05.html (дата обращения: 24.04.2020).
10. Котлярова И. О. Метод моделирования в педагогических исследованиях: история развития и современное состояние // Вестник ЮУрГУ. Серия «Образование. Педагогические науки». – 2019. – Т. 11, № 1. – С. 6–20. DOI: 10.14529/red190101/
11. Леонтьев А. Н. Лекции по общей психологии. – М.: Смысл, 2000. – 509 c.
12. Лях М. В. Виды мотивов учебно-профессиональной деятельности, их развитие в студенческом возрасте: автореф. дис. … канд. психол. наук. – М., 2012. – 25 c.
13. Меламед Д. А. Социально-психологические особенности учебно-профессиональной мотивации студентов [Электронный ресурс] // Электронный журнал «Психолого-педагогические исследования». – 2011. – № 2. – URL: http://psyedu.ru/journal/2011/2/2116.phtml (дата обращения: 24.04.2020).
14. Павлова О. В. Модель формирования профессионально-этической культуры студентов вузов // Известия Саратовского университета. Нов. сер. Сер.: Акмеология образования. Психология развития. – 2018. – Т. 7, № 3. – С. 287–292. DOI: 10.18500/2304-9790-2018-7-3-287-292.
15. Павлютенков Е. М. Формирование мотивов выбора профессии. – Киев: Рад. школа, 1980. – 143 с.
16. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2000. – 720 с.
17. Сериков В. В. Развитие личности в образовательном процессе: монография. – М.: Изд-во «Логос», 2012. – 447 с.
18. Словарь-справочник по возрастной и педагогической психологии: учебное пособие. – Петрозаводск: Изд. дом ПИН, 2011. – 100 с.
19. Тарский Ю. И. Методология моделирования в контексте исследования образовательных систем // Моделирование социально-педагогических систем: материалы региональной научно-практической конф. – Пермь: Изд-во Пермского государственного педагогического университета, 2004. – С. 22–29.
20. Татур Ю. Г. Высшее образование: методология и опыт проектирования: учебно-методическое пособие. – М.: Университетская книга: Логос, 2006. – 153 с.
21. Третьякова Т. А. Формирование профессиональной культуры будущих инженеров ландшафтного дизайна: автореф. дис. … канд. пед. наук. – Саратов, 2008. – 23 с.
22. Ширшов Е. В. Информация образование дидактика история методы и технологии обучения. Словарь ключевых понятий и определений [Электронный ресурс]. – М.: Академия естествознания, 2017. – URL: https://monographies.ru/ru/book/view?id=680 (дата обращения: 24.04.2020).
23. Ядровская М. В. Модели в педагогике // Вестник Томского государственного университета. – 2013. – № 366. – С. 139–143.
24. Ясвин В. А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. – М.: Смысл, 2001. – 365 с.
25. Conley A. M. Patterns of motivation beliefs: combining achievement goal and expectancy-value perspectives // Journal of Educational Psychology. – 2012. – № 104. – Р. 32–47. DOI: 10.1037/a0026042
26. Steinmayr, R., Weidinger, A. F., Schwinger, M., Spinath, B. The Importance of Students’ Motivation for Their Academic Achievement – Replicating and Extending Previous Findings // Frontiers in Psychology, 2019. DOI: https://doi.org/10.3389/fpsyg.2019.01730
27. Wigfield A., Cambria J. Students’ achievement values, goal orientations, and interest: definitions, development, and relations to achievement outcomes. Developmental Review. – 2010. – № 30. – P. 1–35. DOI: 10.1016/j.dr.2009.12.001