УДК: 
376.2
Скрябина Дарья Юрьевна
Кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры педагогики и психологии, Глазовский государственный инженерно-педагогический университет, dar-skryabina@yandex.ru, Глазов
Захарищева Марина Алексеевна
Доктор педагогических наук, профессор, Глазовский государственный педагогический институт им. В. Г. Короленко, zahari-ma@rambler.ru, Глазов

Инклюзивное образование в современной России: риски, проблемы, решения (обзор периодической печати за 2021 год)

Аннотация: 
В статье предлагается обзор публикаций в журналах, индексируемых в реестре ВАК, касающихся проблем инклюзивного образования. Все статьи посвящены основным рискам, возникающим в процессе коррекционно-образовательной деятельности: недостаточная предметная и методическая компетентность педагогов для осуществления инклюзивного образования, недостаточная материально-техническая оснащенность общеобразовательной организации для осуществления инклюзивного образования, недостаточная психологическая готовность участников образовательных отношений к осуществлению инклюзивного образования, недостаточное методическое обеспечение инклюзивного образования. Цель статьи: провести обзор публикаций за 2021 год по вопросам инклюзивного образования. Методология. В исследовании используется комплекс общетеоретических методов: анализ, синтез, актуализация, систематизация и абстрагирование. В заключении систематизируются основные риски и проблемы, существующие в инклюзивном образовании, предлагаются решения представленных проблем.
Ключевые слова: 
инклюзивное образование, риски, проблемы, обучающиеся с ОВЗ, педагоги, родители
Библиографический список: 

1. Акишева А. К., Кульмагамбетова А. А. Условия инклюзивного обучения в общеобразовательных школах // Наука и реальность. – 2021. – № 2(6). – С. 169–173.
2. Баринова Е. Б. Концептуальные основы инклюзивного образования Российской Федерации // Современное образование. – 2021. – № 3. – С. 42–52.
3. Билоус О. Н. Информационно-просветительская деятельность психологической службы общеобразовательной школы как ресурс организации просвещения в вопросах внедрения инклюзивного образования // Наука и реальность. – 2021. – № 2 (6). – С. 23–26.
4. Гостунская Я. И., Шипилова Е. В., Боченкова М. Ю. Психолого-педагогическая компетентность родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья // Проблемы современного педагогического образования. – 2021. – № 70-4. – С. 115–118.
5. Грибанов И. Н. «Концептуальные подходы развития в Российской Федерации движения «Абилимпикс» // Наука и реальность. – 2021. – S-2 № 1 (6). – С. 9–14.
6. Джапарова З. Б. Педагогическое наставничество в инклюзивном образовании как условие формирования профессиональной компетентности // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. – 2021. – № 2. – С. 363–373.
7. Кашапов М. М., Волченкова А. А. Разработка программы формирования модели психического и толерантности подростков в контексте инклюзивного образования // Известия Иркутского государственного университета. – Серия: Психология. – 2018. – № 2. – С. 38–56.
8. Королева Ю. А. Социально-психологические характеристики психологической безопасности младших школьников с задержкой психического развития (в условиях инклюзивного школы-интерната) // Проблемы современного педагогического образования. – 2021. – № 71-2. – С. 441–444.
9. Луговая О. М., Черникова И. В. Инклюзивная среда как фактор социализации детей с ограниченными возможностями здоровья // Проблемы современного образования. – 2021. – № 3 (71). – С. 68–71.
10. Майстрика Т. И. Внедрение современных информационных технологий при сопровождении дистанционного обучения детей с ОВЗ и инвалидностью // Образовательный вестник «Сознание». – 2021. – № 3, Т. 23. – С. 18–23.
11. Понятийный аппарат педагогики и образования: сборник научных трудов выпуск 12 / ответственный редактор М. А. Галагузова. – Екатеринбург: Изд-во Уральский государственный педагогической университет, 2020. – 432 с.
12. Ростовцева М. В., Помазан В. А., Рутц М. Л., Ананьев В. Н., Бобрик Е. С. Готовность педагогов средней школы к реализации инклюзивного обучения // Педагогика и просвещение. – 2021. – № 2. – С. 130–134.
13. Сенаторова К. П. Тьюторское сопровождение семьи, воспитывающей ребенка с ОВЗ (на примере детей с нарушенным слухом) // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Философия. Психология. Педагогика. – 2021. – № 1, Т. 21. – С. 106–110.
14. Трошина Е. П., Барабошкина Е. А., Мантуленко В. В. Использование цифровых технологий в инклюзивном образовании // Наука и школа. – 2021. – № 1. – С. 133–142.
15. Усанова О. Н. Социально-психологический контекст инклюзивного образования // Специальное образование. – 2021. – № 1 (61). – С. 85–99.
16. Феталиева Л. П. Готовность педагогов по обеспечению взаимодействия обычных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья в пространстве общеобразовательного учреждения // Образование и право. – 2021. –
№ 2. – С. 282–285.
17. Челнокова Т. А. Возможности педагогического дизайна в развитии инклюзивного образования // Гуманитарные науки. Научно-практический журнал. – 2021. – № 2 (54). – С. 87–91.
18. Шевелёва Н. В., Попов Г. Н. Современная среда обучения как элемент социальной интеграции детей с задержкой психического развития // Научно-педагогическое обозрение. – 2021. – № 1 (35). – С. 130–136.
19. Яковлева И. М., Яковлев С. В. Подготовка педагогических кадров к инклюзивному образованию школьников с ограниченными возможностями здоровья // Специальное образование. – 2021. – № 2 (62). – С. 170–181.