УДК: 
378+37.0
Катенева Ирина Геннадьевна
Кандидат филологических наук, доцент кафедры журналистики, Новосибирский государственный педагогический университет, irina-kateneva@yandex.ru, Новосибирск

Формирование медиаграмотности и медиакомпетентности студентов педагогических вузов в рамках городских медиаобразовательных проектов (на примере проекта «Медиасреда» Новосибирского государственного педагогического университета)

Аннотация: 
В статье актуализируется проблема формирования медиаграмотности и медиакомпетентности студентов, обучающихся в педагогических университетах. Высокий уровень компетенций в сфере современного медиаобразования может быть сформирован только в формате практико-ориентированной подготовки. Система российского высшего образования предполагает реализацию такого подхода к обучению в процессе прохождения студентами-бакалаврами и магистрами практики и создания реальных медиаобразовательных проектов в рамках зачетных или экзаменационных работ. В качестве эффективной лаборатории по систематизированному формированию медиаграмотности и медиакомпетентности студентов могут выступать городские медиаобразовательные проекты. Цель статьи заключается в выявлении инструментов формирования медиаграмотности и медиакомпетентности студентов педагогических университетов в процессе реализации городских медиаобразовательных проектов. Методология. Методы включенного наблюдения и моделирования, системного анализа и глубинного интервью с разными типами участников мультиформатного медиаобразовательного проекта «Медиасреда» позволили выявить особенности формирования социальных компетенций студентов-бакалавров и магистрантов в условиях коворкинга, нетворкинга и колернинга. В заключении делается вывод о том, что функционирование мультиформатных городских медиаобразовательных проектов, включенных в процесс обучения будущих медиаспециалистов и медиапедагогов, позволяет формировать у студентов педагогических университетов компетенции сразу в нескольких сферах современного медиаобразования (медийной, педагогической, профориентационной, научно-исследовательской).
Ключевые слова: 
практико-ориентированная подготовка студентов, медиаобразование, медиаобразовательные проекты, медиаграмотность, медиакомпетентность, формирование soft skills
Библиографический список: 

1. Бабаева А. В., Кузнецова Е. В., Шмелева Н. В., Шляхов М. Ю. Проблемы формирования гендерной компетентности в пространстве современного российского вуза // Перспективы науки и образования. – 2019. – № 5 (41). – С. 117–129.
2. Березин Д. Т. Применение активных и интерактивных методов обучения студентов: опыт ЯГПУ им. К. Д. Ушинского // Социально-политические исследования. – 2019. – № 4 (5). – С. 138–152.
3. Гендина Н. И., Косолапова Е. В. Медийно-информационная грамотность в структуре профессиональной подготовки педагогов, журналистов, библиотекарей // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. – 2019. – № 46. – С. 180–193.
4. Григорьева И. В. Информационно-образовательное пространство вуза как фактор формирования медиакомпетентности будущего педагога: автореф. дис. … канд. пед. наук. – М., 2014. – 25 с.
5. Дубовер Д. А. Развитие социальных компетенций у студентов технических специальностей средствами медиаобразовательной проектной деятельности [Электронный ресурс] // Интернет-журнал «Мир науки». – 2018. – № 6, т. 6. – URL: https://mir-nauki.com/PDF/33PDMN618.pdf (дата обращения: 28.11.2021).
6. Евдокимова Е. В., Кислая Л. Н. Роль проектной деятельности в формировании профессиональных компетенций у студентов-магистрантов, обучающихся по направлению «Педагогическое образование (медиаобразование)» // Сибирский педагогический журнал. – 2021. – № 4. – С. 78–88.
7. Каменев Р. В., Крашенинников В. В., Троцкая А. И. Медиаобразование и профессиональная подготовка педагогов // Вестник Нижневартовского государственного университета. – 2019. – № 1. – С. 65–71.
8. Катенева И. Г. Реализация университетских образовательных проектов на базе конкурсов журналистского мастерства для юнкоров (на примере творческой лаборатории «Медиаполигон») // Информационное поле современной России: практики и эффекты / под ред. Р. П. Баканова. – Казань: Изд-во Казанского университета, 2016. – С. 396–402.
9. Катенева И. Г. Формирование у юнкоров компетенций soft skills в рамках городских медиаобразовательных проектов (на примере проекта «Медиасреда» Новосибирского государственного педагогического университета) // Медиа в современном мире. 60-е Петербургские чтения: в 2 т. Т. 1 / отв. ред. А. А. Малышев. – СПб.: Медиапапир, 2021. – С. 23–24.
10. Касьянова Е. В., Сафонов К. В. Методика развития медиакомпетенций студентов посредством медиаобразовательных проектов // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В. П. Астафьева. – 2020. – № 2 (52). – С. 46–57.
11. Кошарная Г. Б. Проблема валидности качественных методов в социологическом исследовании // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. – 2014. – № 3 (31). – С. 86–95.
12. Мурюкина Е. В. Медиаобразовательные занятия со студентами педагогического вуза в контексте личностно-ориентированных подходов // Медиаобразование. – 2007. – № 2. – С. 111–115.
13. Рыбакова М. В. Реализация компетентностного подхода в процессе отбора педагогического персонала образовательных учреждений // Азимут научных исследований: педагогика и психология. – 2014. – № 1. – С. 61–66.
14. Симбирцева Н. А. Медиапедагогика как приоритетное направление современного образования // Педагогическое образование в России. – 2018. – № 5. – С. 21–26.
15. Столбникова Е. А. Развитие критического мышления студентов педагогического вуза в процессе медиаобразования на материале рекламы: автореф. дис. … канд. пед. наук. – Ростов н/Д, 2005. – 25 с.
16. Фатеев В. Н. Медиаобразовательные технологии в профессиональном обучении менеджеров // Знак: проблемное поле медиаобразования. – 2010. – Т. 2, № 6. – С. 27–34.
17. Фатеева И. А. Новые технологические форматы медиаобразовательных проектов // Вестник Челябинского государственного университета. – 2015. – № 5 (360). – С. 40–46.
18. Федоров А. В. Словарь терминов по медиаобразованию, медиапедагогике, медиаграмотности, медиакомпетентности. – М.: МОО «Информация для всех», 2014. – 64 c.
19. Чуркина Н. И. Практики профессиональной деятельности научно-педагогического сообщества поколения беби-бумеров // Педагогика. Вопросы теории и практики. – 2021. – Т. 6, вып. 5. – С. 769–774.
20. Bonnes C., Leiser C., Schmidt Hertha B., Rott K., Hochholdinger S. The relationship between trainers’ media-didactical competence and media-didactical self-efficacy, attitudes and use of digital media in training. International journal of training and development. – 2020. – № 24 (1). – P. 74–88.
21. Kačinova V., Chalezquer C. Conceptualization of media competence as an “augmented competence” // Revista Latina de Comunicacion Social. – 2021. – № 80. – P. 21–38.
22. Ramirez-Garcia, A., Gonzalez-Fernandez, N. Competencia mediatica del profesorado y del alumnado de educacion obligatoria en Espana. Comunicar (Huelva, Spain). – 2016. – № 24 (49). – Р. 49–58.