УДК: 
378+37.0+004.9
Александрова Екатерина Александровна
Доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой методологии образования, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского, alexkatika@mail.ru, Саратов, Россия

Форматы педагогического сопровождения в цифровой образовательной среде

Аннотация: 
В статье представлены результаты исследования форматов взаимодействия со студентами в ситуации самоизоляции и соответствующего содержания педагогической поддержки и сопровождения со стороны преподавателя высшей школы. Показано, что ситуация в образовании, вызванная пандемией весной 2020 года, привела к необходимости пересмотра традиционных форм педагогической деятельности, таких как лекции и семинары. Использование традиционных форм и методов взаимодействия со студентами стало практически невозможным. В статье приведено подробное описание перевода образовательного процесса в высшей школе в дистанционный режим, описаны педагогические находки автора, приведены конкретные примеры заданий студентам. Исследование доказало эффективность перевода учебного процесса в дистанционный режим в соответствии со следующими этапами педагогической поддержки и сопровождения студентов: создание ощущения стабильности существования в образовательном процессе; формирование позитивного эмоционального фона на занятиях; актуализация эволюционных процессов перехода к принятию цифрового образования. минимизация рисков отсутствия прямого контакта с обучающимися, формирование способности использовать создавшуюся ситуацию с пользой для своего самоопределения и саморазвития. Представлено содержание каждого из перечисленных этапов, а также показано, за счет чего эти этапы педагогически обеспечиваются: за счет первичной пробы переноса традиционных форм обучения в цифровое образовательное пространство, формирования новых форматов взаимодействия педагогов и обучающихся и его эмоционального проживания, а также в процессе и как результат поиска педагогических возможностей организации процедуры промежуточной и итоговой аттестации как ситуации личностного и профессионального самоопределения в проблеме. Доказано, что наиболее оптимальным форматом занятий для них оказалось сочетание прямых эфиров с занятиями на Zoom с последующим выставлением выполненных заданий на проверку в системе Ipsilon Uni.
Ключевые слова: 
формы обучения, форматы образования, цифровая образовательная среда, педагогическая поддержка, педагогическое сопровождение
Библиографический список: 

1. Chang Q., Xing J., Ho R., Yip P. Cyberbullying and suicide ideation among Hong Kong adolescents: the mitigating effects of life satisfaction with family, classmates and academic results // Psychiatry Research. – 2019. – Vol. 274. – P. 269–273. DOI: 10.1016/j.psychres.2019.02.054
2. Communication and Learning in an Age of Digital Transformation / ed. by D. Kergel, B. Heidkamp-Kergel, R. C. Arnett, S. Mancino. – London: Routledge, 2020. – 248 p. DOI: 10.4324/9780429430114 3.
3. Keles B., McCrae N., Grealish A. A systematic review: the infl uence of social media on depression, anxiety and psychological distress in adolescents // International Journal of Adolescence and Youth. – 2020. – Vol. 25, iss. 1. – P. 79–93. DOI: 10.1080/02673843.2019. 1590851
4. Kiryakova A. V., Chelpachenko T. V., Shabalina L. G., Maslova A. I., Zhukov V. A., Makarov A. L., Aleksandrova E. A., Popova O. V. Value orientations: wat portrait of modern student is? Revista San Gregorio. – 2020. – № 37. – С. 1–9.
5. Lenhart A. Teens, Social Media & Technology Overview // Pew Research Center. – 2015. – April 9. – URL: http://www. pewinternet.org/2015/04/09/teens-social-media-technology-2015/ (дата обращения: 24.08.2021).
6. Lenhart A., Smith A., Anderson M., Duggan M., Perrin A. Teens, Technology and Friendships [Электронный ресурс] // Pew Research Center. – 2015. – August 6. – URL: http://www.pewinternet.org/2015/08/06/teens-technology-and-friendships/ (дата обращения: 24.08.2021).
7. Markova V., Pleshakov V., Shesterina A., Zakharуashcheva O. Practices of teaching and upbringing of young people in the Internet space // The Third Annual International Symposium “Education and City: Education and Quality of Living in the City” (Education and City 2020) / total ed. S. N. Vachkova, A. Iskakova, A. Koptelov. Moscow: SHS Web of Conferences, 2021. DOI: 10.1051/ shsconf/20219805011
8. Александрова Е. А. Педагогическая поддержка в цифровой среде // Социальное партнёрство: педагогическая поддержка субъектов образования: материалы VIII Международной научно-практической конференции (Москва, 19–21 апреля 2021 г.) / под ред. С. В. Лобынцевой и И. В. Хромовой. – М.: Пробел-2000, 2021. – С. 89–97.
9. Александрова Е. А. Интернет-педагогика для «нового» ребенка – белое пятно на карте // Народное образование. – 2011. – № 9 (1412). – С. 260–264.
10. Александрова Е. А. Педагогическое сопровождение старшеклассников в процессе разработки и реализации индивидуальных образовательных траекторий // Ученые записки Педагогического института СГУ им. Н. Г. Чернышевского. Серия: Психология. Педагогика. – 2008. – № 1-2. – С. 74–78.
11. Александрова Е. А. Поколение «Y»: методология взаимодействия в образовательной среде // Компетентностный подход: инновационная практика образовательных организаций в реализации ФГОС: сб. материалов Всероссийской научно-практической конференции / под ред. М. А. Сморгуновой, С. Л. Коротковой. – Саратов, 2016. – С. 6–9.
12. Байкалова А. Ю. Создание воспитательной среды в сети интернет на примере деятельности детских онлайн-лагерей // Фундаментальные проблемы воспитания в условиях современных социальных процессов: материалы междунар. науч.-практ. конф. (Новосибирск, 8‒10 декабря 2020 г.) / под ред. Т. А. Ромм, З. И. Лаврентьевой, Е. М. Скрыпниковой. – Новосибирск: Немо Пресс, 2020. – С. 151–160.
13. Белозерова Л. А., Поляков С. Д. Трансформация когнитивной сферы детей «цифрового поколения»: опыт анализа // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. – 2021. – Т. 10, вып. 1 (37). – С. 23–32. DOI: 10.18500/2304-9790-2021-10-1-23-32
14. Богуславский М. В., Мачехина О. Н. Момент истины для российского образования: пандемия закончится, что дальше? // Учительская газета. – 2020. – № 4. – С. 3.
15. Бочавер А. А., Докука С. В., Новикова М. А. и др. Благополучие детей в цифровую эпоху [Электронный ресурс]: доклад к XX Апрельской междунар. науч. конф. по проблемам развития экономики и общества (Москва, 9–12 апр. 2019 г.). – М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2019. – 34 с. – URL: https://conf.hse.ru/mirror/pubs/share/ 262127942 (дата обращения: 23.08.2021).
16. Воропаев М. В. Социализация и воспитание в виртуальной и смешанной реальностях // Вестник Российского гуманитарного научного фонда. – 2011. – № 3 (64). – С. 131–138.
17. Глебова А. А., Александрова Н. А. Дистанционное обучение: особенности, проблемы и перспективы // Информационные технологии в образовании. – 2021. – № 4. – С. 80–88.
18. Демакова И. Д., Шустова И. Ю. Вопросы исследования в теории воспитания, связанные с цифровизацией образовательной среды // Гуманизация образовательного пространства: материалы Международного форума. – Саратов, 2021. – С. 64–71.
19. Костюкова Т. А. Профессиональное самоопределение будущего педагога в традиционных российских духовных ценностях: автореф. дис. … д-ра пед. наук. – Томск, 2002. – 50 с.
20. Мендель А. В. Переход общеобразовательных школ на дистанционное обучение в условиях пандемии коронавируса: организационно-педагогический аспект. Практика дистанционного образования, в том числе в условиях пандемии. – М.: НИУВШЭ, 2020. – 24 с.
21. Мирошкина М. Р. Цифровое поколение. Портрет в контексте педагогического профессионального образования // Социальная педагогика в России. – 2018. – № 3. – С. 31–44.
22. Плешаков В. А., Склярова Т. В., Воинова О. И., Плешакова К. А. Актуализация дискурса о «форс-мажорной киберпедагогике» во время пандемии COVID-19 // Шамовские педагогические чтения научной школы Управления образовательными системами: cб. статей XIII Международной научно-практической конференции: в 2 частях. – 2021. – С. 78–81.
23. Поляков С. Д., Тасимова Н. В. Воспитательная деятельность с использованием интернета – синтез традиций и инноваций // Личность в ситуации социальных изменений: сб. материалов Всерос. науч.-практ. конф. (Саратов, 12–13 декабря 2019 г.). – Саратов: Наука, 2019. – С. 141–145.
24. Петрушкевич М. А. Нравственные и этические ценности создания цифровой образовательной среды // Фундаментальные проблемы воспитания в условиях современных социальных процессов: материалы междунар. науч.-практ. конф. (8‒10 декабря 2020 г., Новосибирск) / под ред. Т. А. Ромм, З. И. Лаврентьевой, Е. М. Скрыпниковой. – Новосибирск: Немо-Пресс, 2020. – С. 188–195.
25. Ромм Т. А., Ромм М. В. Сетевые горизонты теории воспитательных систем // Отечественная и зарубежная педагогика. – 2018. – Т. 1, № 4 (52). – С. 54–66.
26. Ромм Т. А., Ромм М. В. Воспитание в цифровую эпоху // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. – 2021. – Т. 10, вып. № 4 (40). – С. 360–366.
27. Уваров А. Ю., Гейбл Э., Дворецкая И. В. и др. Трудности и перспективы цифровой трансформации образования / под ред. А. Ю. Уварова, И. Д. Фрумина. – М.: Издательский дом Высшей школы экономики, 2019. – 343 с.
28. Шишарина Н. В., Подлиняев О. Л., Ромм Т. А. Кросскультурный анализ стратегий гигиенической экспертизы в образовании // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. – 2020. – Т. 28, спец. вып. – С. 840–850. DOI: 10.32687/0869-866X2020-28-s1-840-850