УДК: 
37.022
Босов Алексей Вячеславович
Доктор технических наук, главный научный сотрудник, Федеральный исследовательский центр «Информатика и управление» Российской академии наук, avbosov@ipiran.ru, Москва
Мартюшова Янина Германовна
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Теория вероятностей», Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет), ma1554@mail.ru, Москва
Наумов Андрей Викторович
Доктор физико-математических наук, профессор кафедры «Теория вероятностей», Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет), naumovav@mail.ru, Москва

Выбор направлений оценивания качества электронных средств обучения для организации учебного процесса вуза

Аннотация: 
В статье рассматриваются вопросы, связанные с оценкой качества средств дистанционного обучения (СДО), их конструированием и применением на практике. Основное внимание уделено вопросу оценки наличия у СДО определенных функциональных возможностей, позволяющих наиболее эффективно решать дидактические задачи, а также мотивировать преподавателей и обучающихся. Цель статьи – выявить основные направления для оценивания качества электронных средств обучения и обосновать возможность комплексного оценивания уровня функциональности СДО. Методология. Сложный информационный объект СДО декомпозирован на более простые элементы, к которым могут быть применимы различные методологии оценки качества – экспертный, когнитивно-лингвистический, методы статистической обработки информации и искусственного интеллекта. В заключении делается вывод о том, что оценка качества электронных средств обучения может быть произведена по двум направлениям: оценка контента как текста по полноте содержания с определением ряда параметров этой оценки и оценка «функциональности» по наличию возможности осуществления тех или иных функций. Совокупность выбранных направлений с указанием инструментария оценки и определит критерии качества электронных средств обучения.
Ключевые слова: 
информационно-обучающая среда, средство дистанционного обучения, электронный учебник, оценка качества
Библиографический список: 

1. Беспалько В. П. Теория учебника: Дидактический аспект. – М.: Педагогика, 1988. – 160 с.
2. Боголепова С. В. Анализ опыта обучения (в российском вузе) в онлайн-формате в период пандемии // Отечественная и зарубежная педагогика. – 2021. – Т. 1, № 4 (77). – С. 107–122. DOI: 10.24412/2224-0772-2021-77-107-122
3. Долматов А. В., Долматова Л. А. Качество учебников: вызовы, новые требования, оценка, перспективы // Личность. Общество. Образование. Непрерывное образование как фактор развития личности в современном обществе: сборник статей ХХI Международной научно-практической конференции (Санкт-Петербург, 30 марта 2018 года). – СПб.: Ленинградский областной институт развития образования, 2018. – С. 71–85.
4. Зуев Д. Д. Проблемы школьного учебника: ХХ век. – М.: Просвещение, 2004. – 384 с.
5. Кусаинов А. К. Оценка качества современной учебной литературы // Ценности и смыслы. – 2019. – № 1 (59). – С. 8–19.
6. Лукацкий М. А., Макаров М. И., Куровская Ю. Г. Как разобраться в том, что современный учебник сообщает школьнику о мире и человеке // Ценности и смыслы. – 2018. – № 5 (57). – С. 8–19.
7. Макаров М. И. Образ человека труда в современных школьных учебниках как предмет когнитивно-лингвистического изучения // Известия РАО. – 2017. – № 4 (44). – С. 57–69.
8. Мартюшова Я. Г. Теоретические основания конструирования электронных учебников для студентов технических университетов // Отечественная и зарубежная педагогика. – 2018. – Т. 1, № 5 (54). – С. 151–165. DOI 10.24411/2224-0772-2018-00010.
9. Мартюшова Я. Г., Наумов А. В. Мотивация использования в педагогической профессиональной деятельности электронных средств обучения и дидактические принципы их конструирования // Экспериментальная психология. – 2020. – T. 13, № 1. – С. 5–19.
10. Наумов А. В., Джимурат А. С., Иноземцев А. О. Система дистанционного обучения математическим дисциплинам CLASS.NET // Вестник компьютерных и информационных технологий. – 2014. – № 10. – С. 36–44.
11. Лейбович А. Н., Босова Л. Л., Авдеева С. М. [и др.] Электронные учебники: рекомендации по разработке, внедрению и использованию интерактивных мультимедийных электронных учебников нового поколения для общего образования на базе современных мобильных электронных устройств. – М.: ФГАУ Федеральный институт развития образования, 2012. – 84 с.