УДК: 
159.91.741
Быструшкин Сергей Константинович
Доктор биологических наук, профессор кафедры естественно-научного образования и информационных систем, Анапский филиал Московского педагогического государственного университета, bistrushkin@mail.ru, Анапа
Ковалевская Виктория Константиновна
старший преподаватель кафедры социально-гуманитарного образования и дизайна, Анапский филиал Московского педагогического государственного университета, koviktoria@mail.ru, Анапа
Селиверстова Ирина Григорьевна
Кандидат сельскохозяйственных наук, заведующий кафедрой естественно-научного образования и информационных систем, Анапский филиал Московского педагогического государственного университета, ig.seliverstova@mpgu.su, Анапа
Хлыстова Вероника Геннадьевна
Кандидат филологических наук, заведующий кафедрой социально-гуманитарного образования и дизайна, Анапский филиал Московского педагогического государственного университета, nika.hlystova@yandex.ru, Анапа
Биктагиров Арслан Габтуллаевич
старший преподаватель, доцент кафедры социально-гуманитарного образования и дизайна, Анапский филиал Московского педагогического государственного университета, afmgpu@yandex.ru, Анапа
Хорошок Татьяна Анатольевна
Кандидат философских наук, доцент кафедры социально-гуманитарного образования и дизайна, Анапский филиал Московского педагогического государственного университета, afmgpu@yandex.ru, Анапа

Влияние личностных качеств обучающихся на эффективность освоения профессиональных навыков рисования

Аннотация: 
Проблема и цель. В статье актуализируется проблема влияния личностных качеств обучающихся девушек по специальности среднего профессионального образования «Дизайн» на эффективность освоения профессиональных навыков рисования. Цель статьи – изучить влияние личностных качеств обучающихся девушек по специальности среднего профессионального образования «Дизайн» на эффективность освоения профессиональных навыков рисования. Методология. В работе использованы методы эмпирического исследования личностных качеств: доминирующей перцептивной модальности, типов мышления, уровня креативности, а также статистические и сравнительные методы анализа. Изучение проблемы влияния личностных качеств на эффективность освоения графических навыков позволяет решать задачи развития творческого потенциала врожденных задатков личности, на основе которого обучающиеся осваивают профессиональные навыки изобразительной деятельности. В условиях среднего профессионального образования изучение влияния личностных качеств обучающихся на успешность освоения профессиональных навыков становится решающим фактором при решении учебных задач совершенствования профессионального мастерства. Результаты проведенного исследования показывают, что благоприятное воспитательное воздействие родителей в семье способствует развитию творческого потенциала таких личностных качеств как: уверенность, эмоциональная лабильность, контактность и социальная активность. Эти социально-психологические качества в сочетании с доминирующей визуально-кинестетической системой сенсорного восприятия, творческим потенциалом образного мышления и креативности служат основой эффективного освоения профессиональных навыков рисования в условиях профессионального обучения. Заключение. В ходе проведенного исследования было установлено, что формирование личностных качеств обучающихся девушек дизайнеров обусловлено врожденными задатками: доминирующей визуально-кинестетической системой сенсорного восприятия, творческим потенциалом образного мышления и высоким уровнем креативности. Благоприятное воспитательное воздействие родителей и позитивные взаимоотношения в семье содействуют развитию у обучающихся уверенности, эмоциональной лабильности, контактности и социальной активности, необходимых в освоении профессиональных навыков рисования.
Ключевые слова: 
графические навыки, личностные качества, профессиональное обучение, личность, креативность
Библиографический список: 

1. Быструшкин С. К., Созонова О. Я. Влияние психологических свойств личности на графическое воспроизведение зрительной информации // Сибирский педагогический журнал. – 2017. – № 4. – С. 136–144.
2. Богоявленская Д. Б. Психология творческих способностей: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 320 с.
3. Боровик Я. И., Любичева Е. К. Изобразительная деятельность как средство развития самостоятельной творческой деятельности дошкольников // Педагогический опыт: от теории к практике: сборник материалов XI Международной научно-практической конференции. – Актюбинск: Актюбинский региональный государственный университет им. К. Жубанова, 2019. – С. 72–76.
4. Жуйкова Т. П., Богачева А. С. Нетрадиционные техники изобразительной деятельности в художественно-эстетическом развитии детей старшего дошкольного возраста // Психология и педагогика XXI века: теория, практика и перспективы. – Актюбинск: Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс», 2016. – С. 258–262.
5. Захарова М. М. К вопросу о формировании у дошкольников технических навыков рисования // Актуальные проблемы науки и образования: сборник статей по итогам научно-исследовательской и инновационной работы. – Мичуринск: Мичуринский ГАУ 2017. – С. 7–10.
6. Ивченко Е. В. Творческий потенциал и его проявление в изобразительной деятельности студентов // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. – 2009. – № 3 (29). – С. 137–141.
7. Игнатова О. И. Формирование у младших школьников познавательного интереса к изобразительной деятельности // Проблемы современного педагогического образования. – 2020. – № 68-2. – С. 128–132.
8. Кальнова Л. В. Внеурочная деятельность перспективы плодотворного сотрудничества семьи и школы // Сибирский учитель. – 2013. – № 3 (88). – С. 57–58.
9. Керасирова Н. В. Особенности творческой деятельности на уроках изобразительного искусства //Актуальные вопросы развития образовательной области «Технология». – 2013. – № 1. – С. 084–092.
10. Комарова Т. С. Обучение дошкольников технике рисования. – М.: Просвещение, 1970. – 158 с.
11. Коновалов А. А., Мариупольская Т. Г., Рапацкая Л. А., Юдин А. П., Осеннева М. С., Сокольникова Н. М., Ломов С. П., Игнатьев С. Е. Теория и методика общего и профессионального образования: музыка и изобразительное искусство. – М.: МПГУ, 2021. – 256 с.
12. Мокроусова О. В. Изучение влияния детско-родительских отношений в неблагоприятной семье на личностные качества подростка // Аллея науки. – 2018. – Т. 1, № 8 (24). – С. 662–665.
13. Новикова Л. И. Воспитываем творческую личность // Традиции и новации в дошкольном образовании. – 2018. – № 3 (6). – С. 35–38.
14. Павленкович О. Б., Тыченко А. М. Теоретические аспекты проблемы развития и определения уровня художественного восприятия в изобразительной деятельности. Проблемы современного педагогического образования. – 2017. – № 56-9. – С. 180–187.
15. Пазников О. И. Обучение рисунку в его формирующем значении // Мир науки, культуры, образования. – 2017. – № 2 (63). – С. 49–53.
16. Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. – 362 с.
17. Фотима К. Исследование формирования навыков в рисовании у детей // Вестник Таджикского национального университета. – 2013. – № 3-4. – С. 239–245.
18. Чикер В. А. Психологическая диагностика организации и персонала. – СПб.: Речь, 2004. – 176 с.
19. Яковлева Е. В. Как влияет изобразительная деятельность на всестороннее развитие ребенка // Актуальные задачи педагогики: материалы VII Международной научной конференции. – 2016. – С. 67–70.
20. Ogden D. P. Psychodiagnostics and Personality Assessment: A Handbook. – Virginia, 1982. – 188 p.