УДК: 
378+373.3/.5
Морозова Ольга Петровна
Доктор педагогических наук, профессор, кафедра социальной психологии и педагогического образования, Алтайский государственный университет, mop@mail.asu.ru, Барнаул

Профессиональная подготовка будущего учителя в условиях современного классического университетского образования

Аннотация: 
В статье представлены результаты теоретико-экспериментального исследования, которые свидетельствуют о том, что особенности современного классического университетского образования (фундаментализация, гуманитаризация, интеграция, инновационная научная и образовательная среда, активное участие студентов в деятельности, которая по сути своей носит общественно-педагогический характер, и др.) в значительной мере детерминируют процесс профессиональной подготовки будущих учителей в университете. Показано, что если эти особенности объективируются в реальной действительности, то при определенных условиях у части студентов классического университета начинает формироваться профессионально-педагогическая направленность, которая выражается в возникновении мотивации к педагогической деятельности, потребности в реализации педагогических функций, педагогической направленности мышления, системном видении педагогической действительности и др. Раскрываются условия, реализация которых способствует возникновению у студентов данных новообразований как важнейших профессионально-личностных характеристик педагога.
Ключевые слова: 
фундаментализация, гуманитаризация, интеграция, инновационная научная и образовательная среда
Библиографический список: 

1. Бережная И. Ф. Профессиональная подготовка будущих педагогов в классическом университете // Вестник Воронежского государственного технического университета. – 2014. – № 3 (2). – С. 97–100.
2. Беспалова Н. В. Особенности подготовки педагогических кадров в университете: автореф. дис. … канд. пед. наук. – Саранск, 2003. – 15 с.
3. Василюк Ф. Е. Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций). – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. – 200 с.
4. Гусинский Э. Н. Построение теории образования на основе междисциплинарного системного подхода. – М.: Школа, 1994. – 184 с.
5. Додонов Б. И. Эмоция как ценность. – М.: Политиздат, 1978. – 272 с.
6. Елина Е. Г. Педагогическое образование в условиях классического университета // Человек и образование. – 2014. – № 1 (38). – С. 91–95.
7. Загвязинский В. И., Плотников Л. Д., Волосникова Л. М. Педагогическое образование в России и стратегия его возможного развития // Образование и науки. – 2013. – № 4 (103). – С. 3–18.
8. Ильин В. А., Ширина Т. А. Наука как основополагающий фактор системы подготовки педагогических кадров (в контексте Болонского процесса) // Педагогическое образование и наука. – 2007. – № 7. – С. 68–70.
9. Калмыков С. В. Подготовка педагогических кадров в университете // Педагогика. – 2012. – № 8. – С. 80–88.
10. Колесникова И. А. Педагогическая реальность: опыт межпарадигмальной рефлексии. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001. – 288 с.
11. Лазарева Ю. В. Классический университет или педагогический вуз: поиск оптимальной институциональной формы обучения студентов педагогических специальностей // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ». – 2015. – Т. 7,
№ 5. – URL: http://naukovedenie.ru/PDF/138pvn515.pdf (дата обращения: 20.01.2022).
12. Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981. – 584 с.
13. Манушин Э. А. Проблемы и перспективы инновационного развития российского высшего образования // Педагогика. – 2013. – № 4. – С. 3–17.
14. Машкина О. А. Педагогическое образование в классическом университете // Вестник Московского университета. Серия 20: Педагогическое образование. – 2009. – № 2. – С. 78–90.
15. Моделирование педагогических ситуаций: Проблемы повышения качества и эффективности педагогической подготовки учителя / под ред. Ю. Н. Кулюткина, Г. С. Сухобской. – М.: Педагогика, 1981. – 120 с.
16. Прокопьев В. П. О признаках классического университета // Университетское управление. – 2000. – № 2. – С. 35–39.
17. Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций: Пер. с польск. – М.: Прогресс, 1979. – 392 с.
18. Розов Н. Х. Педагогическая компонента классического университетского образования // Вестник Московского университета. Серия 20: Педагогическое образование. – 2002. – № 1. – С. 14–24.
19. Салливан Г. С. Интегральная теория психиатрии: пер. с англ. – СПб., 1999. – 347 с.
20. Сенько Ю. В. Образование в гуманитарной перспективе: монография. – Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2011. – 367 с.
21. Сенько Ю. В. Оптимизация педагогического процесса в университете: монография. – Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2013. – 248 с.
22. Ярмакеев И. Э. Интеграция педагогического и классического университетского образования как средство повышения качества подготовки педагогических кадров // Филология и культура. – 2012. – № 1 (27). – С. 278–282.
23. Baum S., Payea K. Trends in Student Aid, 2011. Trends in Higher Education Series. College Board Advocacy & Policy Center, 2011. – URL: http://trends.collegeboard.org/downloads/Student_Aid_2011.pdf (дата обращения: 20.01.2022).