УДК: 
376.3
Александрова Наталья Алексеевна
Кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой информационных систем и технологий в обучении, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского, aleksandrovan@bk.ru, Саратов
Гаврилова Екатерина Александровна
старший преподаватель кафедры информационных систем и технологий в обучении, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского, kateriny@mail.ru, Саратов

Предпосылки формирования готовности будущих педагогов к работе в условиях инклюзивной образовательной среды

Аннотация: 
В статье исследуются предпосылки формирования готовности будущих педагогов к работе в условиях инклюзивной образовательной среды. В основе исследования – гипотеза о том, что будущие педагоги выражают своё отношение к инклюзивному обучению через призму имеющегося у них социально-педагогического опыта. Цель статьи заключается в выявлении предпосылок формирования готовности будущих педагогов к работе в условиях инклюзивной образовательной среды на основе имеющегося социально-педагогического опыта. Методология и методы исследования. В статье представлены итоги двух проведённых весной 2018 года и весной 2022 года исследований с целью выявления отношения будущих и действующих педагогов к инклюзивному обучению. Исследование проводилось методом анкетирования случайно выбранных групп будущих педагогов, учителей общеобразовательных школ, преподавателей учреждений среднего профессионального образования и преподавателей вуза и позволило выявить отношение респондентов к инклюзивному обучению. В заключении сделан вывод о том, что необходима целенаправленная систематическая подготовка педагогов к работе с детьми, имеющими особые образовательные потребности и возможности. Такая подготовка может проводиться в рамках изучения специализированных учебных дисциплин, вовлечения в социальное проектирование, способствующее развитию у будущих педагогов развитию необходимых для успешной профессиональной деятельности компетенций.
Ключевые слова: 
готовность, формирование готовности, инклюзия, инклюзивное образование, инклюзивная образовательная среда
Библиографический список: 

1. Александрова Н. А., Гаврилова Е. А. Проект «Создание “говорящих” учебников для студентов с нарушениями зрения» как средство формирования инклюзивной образовательной среды вуза // Перспективы и приоритеты педагогического образования в эпоху трансформаций, выбора и вызовов: сборник научных трудов VI Виртуального Международного форума по педагогическому образованию. – Казань: Изд-во Казанского (Приволжского) федерального университета, 2020. – С. 12–19.
2. Алехина С. В. К вопросу психологической готовности учителя к включающему образованию // Инклюзивное образование: теория и практика: сборник материалов международной научно-практической конференции. – Орехово-Зуево: Изд-во Государственного гуманитарно-технологического университета, 2016. – С. 16–20.
3. ВОЗ публикует первый Всемирный доклад о проблемах зрения [Электронный ресурс]. – URL: https://www.who.int/ru/news/item/08-10-2019-who-launches-first-world-rep... (дата обращения: 05.03.2022).
4. Возняк И. В. Формирование готовности педагогов к инклюзивному образованию детей в системе повышения квалификации [Электронный ресурс]: автореф. дис. ... канд. пед. наук. – Белгород, 2017. – URL: https://viewer.rusneb.ru/ru/rsl01006654434?page=9&rotate= 0&theme=white (дата обращения: 27.02.2022).
5. Гаврилова Е. А. Формирование готовности будущих педагогов к работе в инклюзивной образовательной среде посредством социального проектирования // Гуманизация образовательного пространства: сборник научных статей по материалам Международного Форума. – Саратов: Изд-во Саратовского национального исследовательского государственного университета имени Н. Г. Чернышевского, 2020. – С. 329–334.
6. Емельянова Т. В. Теоретические аспекты готовности специалистов по физической культуре и спорту к работе в условиях инклюзивного образования // Вектор науки ТГУ. – 2013. – № 3. – С. 420–423.
7. Кетриш Е. В. Готовность педагога к работе в условиях инклюзивного образования [Электронный ресурс]: монография. – Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2018. – 120 с. – URL: http://elar.rsvpu.ru/978-5-8050-0653-2 (дата обращения: 20.02.2022).
8. Корнеева Н. Ю. Формирование готовности педагога профессионального обучения к созданию инклюзивной среды образования // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование. Педагогические науки. – 2011. – № 38. – С. 49–52.
9. Малярчук Н. Н. Готовность педагогов к работе в условиях инклюзивного образования // Вестник Тюменского государственного университета. Гуманитарные исследования. Humanitates. – 2015. – Т. 1, № 4 (4). – С. 251–267.
10. Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель) [Электронный ресурс]: Приказ Минтруда РФ от 18.10.2013 г. No 544н. – URL: https://rosmintrud.ru/docs/mintrud/orders/129 (дата обращения: 03.03.2022).
11. Романова К. Е., Шумиловская Ю. В. Подготовка преподавателя к работе в условиях инклюзивного образования: монография. – Beau Bassin: LAP LAMBERT, 2018 – 210 с.
12. Рощина М. А. Проблемы инклюзивного высшего образования инвалидов по зрению // Инвалиды − инвалидность – инвалидизация: материалы международной научно-практической конференции. – Нижний Новгород: Научно-исследовательский социологический центр, 2018. – С. 61–66.
13. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья [Электронный ресурс]. – URL: https://fgos.ru/fgos/fgos-1598/ (дата обращения: 25.02.2022).
14. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273 -ФЗ (ред. от 06.03.2019) «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Система КонсультантПлюс. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 20.02.2022).
15. Хитрюк В. В. Готовность педагогов к работе в условиях инклюзивного образования // Вестник Чувашского государственного педагогического университета имени И. Я. Яковлева. – 2013. – № 3 (79). – С. 189–194.
16. Хитрюк В. В. Подготовка педагогов для инклюзивной системы образования: в поиске решений // Педагогическое образование: оптимизация, модернизация и прогноз развития: сборник материалов IV Всероссийской студенческой научно-практической конференции. – М., 2020. – С. 16–26.
17. Шипилова Е. В. Формирование психологической готовности студентов-психологов к профессиональной деятельности: автореф. дис. ... канд. психол. наук. – М., 2007. – 16 с.
18. Aleksandrova N. A., Gavrilova E. A., Konovalova M. D., Khramova M. V. The project “I see the world through my heart” as a means of forming readiness of the young teacher to work with children with disabilities // ARPHA Proceedings. – 2019. – С. 5–13.
19. Berg D., Schneider C. Equality dichotomies in inclusive education: Comparing Canada and France // ALTER, European Journal of Disability Research. – 2012. – № 6. – P. 124–134.
20. Boer A., Pijl S. J., Minnaert A. Regular primary schoolteachers’ attitudes towards inclusive education: a review of the literature // International Journal of Inclusive Education. – 2011. – Vol. 15, Iss. 3. – P. 331–353.