УДК: 
378
Михайлов Семён Александрович
преподаватель кафедры теории и методики лыжного спорта, Уральский государственный университет физической культуры, workmsa@yandex.ru, Челябинск

Педагогическая модель формирования экономико-правовой ответственности будущего тренера-преподавателя

Аннотация: 
Статья посвящена проблеме формирования экономико-правовой ответственности будущего тренера-преподавателя, которая приобрела особую актуальность в современных рыночных условиях. Отмечается, что выпускник спортивного вуза должен иметь всестороннюю подготовку, одним из направлений которой является формирование умений решать вопросы экономического и правового взаимодействия в сфере физической культуры и спорта. Это, в свою очередь, предполагает высокую степень ответственности личности и убежденность в осуществлении профессиональной деятельности, в том числе и экономической, на правовой основе. Цель исследования: разработка и обоснование педагогической модели формирования экономико-правовой ответственности студентов. Методология и методы. Исследование опирается на педагогический аспект ответственности; аксиологический и интегративно-развивающий подходы. В качестве основных методов были использованы анализ, синтез, систематизация и обобщение психолого-педагогической литературы, метод моделирования. Результаты исследования. Разработана педагогическая модель формирования экономико-правовой ответственности будущего тренера-преподавателя, структурно-функциональными элементами которой выступают взаимосвязанные блоки: целевой, концептуальный, содержательно-процессуальный и результативно-оценочный. Заключение. Спроектированная на основе принципов аксиологического и интегративно-развивающего подходов педагогическая модель направлена на формирование высокого уровня экономико-правовой ответственности студентов. Ее смыслообразующим элементом выступают выявленные в исследовании экономические и правовые ценности. Эффективность функционирования модели обеспечивается педагогическими условиями, технологические и методические аспекты реализации которых раскрываются через разнообразные формы, ценностно-ориентирующие и проблемные образовательные технологии, интерактивные методы обучения, способствующие индивидуализации образовательного процесса и повышению мотивации студентов на достижение высокого уровня экономико-правовой ответственности.
Ключевые слова: 
экономико-правовая ответственность, формирование, педагогическая модель, проектирование, тренер-преподаватель
Библиографический список: 

1. Батаршев А. В. Моделирование профессионально личностного становления и развития педагога профессиональной школы // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 20. – С. 1726–1730 [Электронный ресурс]. – URL: http://e-koncept.ru/2014/54609.htm (дата обращения: 15.01.2022).
2. Бахтин Н. А. Формирование эколого-правовой ответственности у студентов в вузе: автореф. дис. … канд. пед. наук. – Н. Новгород, 2008. – 26 с.
3. Гончаров С. З. Логико-категориальное мышление: онтологический, гносеологический и аксиологический аспекты: автореф. дис. … д-ра филос. наук. – Екатеринбург, 2007. – 47 с.
4. Дахин А. Н. Технология реализации модели образовательной компетентности: монография. – Новосибирск: НГПУ, 2015. – 202 с.
5. Дмитриенко А. Ю. Формирование профессиональной ответственности у будущих офицеров ВКС России: автореф. дис. … канд. пед. наук. – Саратов, 2021. – 23 с.
6. Желаевская Н. Ф. Профессиональная ответственность личности как детерминанта карьерного продвижения: автореф. дис. … канд. психол. наук. – Сочи, 2009. – 21 с.
7. Здравомыслов А. Г. Потребности. Интересы. Ценности: монография. – М.: Политиздат, 1986. – 221 с.
8. Ивашина Н. С. Формирование экономической ответственности студентов в образовательном процессе профессионально-педагогического колледжа: автореф. дис. … канд. пед. наук. – Магнитогорск, 2001. – 24 с.
9. Карпова О. Л. Содержание прогностической модели развития самообразовательной деятельности студентов вуза // Сибирский педагогический журнал. – 2008. – № 8. – С. 21–30.
10. Косенко С. С. Формирование нравственно-экономической ответственности старшеклассников: автореф. дис. … канд. пед. наук. – Челябинск, 2006. – 22 с.
11. Леган М. В. Научно-методические подходы к организации педагогического процесса в магистратуре // Инновации в образовании. – 2019. – № 9. – С. 42–55.
12. Михайлов С. А., Аникина Ю. М., Карпо-ва О. Л. Экономико-правовая культура как фактор правовой социализации студентов спортивного вуза: методологические ориентиры // Бизнес. Образование. Право. – 2021. –
№ 2 (55). – С. 293–297.
13. Михайлов С. А., Карпова О. Л. Сущность проблемы формирования экономико-правовой культуры у студентов вузов спортивного профиля // Профессиональный проект: идеи, технологии, результаты. – 2020. – Вып. 3 (40). – С. 4–13.
14. Мухаметшин А. Т. Организационно-педагогические условия формирования профессиональной ответственности специалиста: автореф. дис. … канд. пед. наук. – М., 2010. – 24 с.
15. Найн А. А. Управление учебной деятельностью студентов в рефлексивно-образовательной среде вуза: монография. – М.: Владос, 2018. – 218 с.
16. Новиков А. М., Новиков Д. А. Методология научного исследования: учеб. пособие. – М.: Ленанд, 2017. – 272 с.
17. Окулов С. М., Сизихина О. В. О моделях в педагогических исследованиях // Вестник ВятГУ. – 2009. – № 4-1. – С. 135–138.
18. Приказ Минтруда России № 952н от 24 декабря 2020 г. «Об утверждении профессионального стандарта «Тренер-преподаватель» [Электронный ресурс]. – URL: https://mintrud.gov.ru/docs/mintrud/orders/1836 (дата обращения: 16.01.2022).
19. Пшеничная В. В. Модель формирования ответственности у студентов колледжа в образовательном процессе // Наука и общество в эпоху технологий и коммуникаций: матер. Междунар. науч.-практич. конф. – М.: Московский университет им. С. Ю. Витте, 2016. – С. 519–522.
20. Савин В. Н. Правовая культура студентов в современных условиях: автореф. дис. … канд. социол. наук. – Екатеринбург, 2011. – 23 с.
21. Сыпачева Г. Ш. Формирование правовой компетентности студентов педагогических направлений на интерактивной основе: автореф. дис. … канд. пед. наук. – Пермь, 2015. – 24 с.
22. Толстых Л. Р. Становление профессиональной ответственности будущих инженеров в образовательном пространстве вуза: автореф. дис. … канд. пед. наук. – Чита, 2013. – 26 с.
23. Шипилина Л. А. Методологическая подготовка магистров на основе интегративно-развивающего подхода // Проблемы педагогической инноватики в профессиональном образовании: матер. XX Междунар. науч.-практич. конф. – Омск: ОГПУ, 2019. – С. 18–24.
24. Яковлев Е. В., Яковлева Н. О. Модель как результат моделирования педагогического процесса // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. – 2016. – № 9. – С. 136–140.
25. Яницкий М. С. Система ценностных ориентаций личности и социальных общностей: структурно-динамическая модель и ее применение в психологических исследованиях и психологической практике // Вестник Кемеровского государственного университета. – 2020. – Т. 22. – № 1 (81). – С. 194–206.
26. Ma K. College students’ legal awareness cultivation and education based on the characteristics of the new era // Educational sciences: theory and practice. – 2018. – Vol. 18. – № 6. – P. 3456–3462.
27. Tan Z. Research on legal education of contemporary college students // Education and Educational Technology. – 2011. – Vol. 108. – P. 423–429.