УДК: 
371.123:004.9
Селиванова Елена Анатольевна
Кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и психологии, Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования, sel_lena@mail.ru, Челябинск

Потенциал сетевых профессиональных сообществ в формировании готовности педагогов к обмену знаниями

Аннотация: 
Проблема и цель. В статье актуализируется проблема повышения качества российского образования путем создания условий для непрерывного профессионального совершенствования педагогов. Предлагается интенсифицировать обмен знаниями между ними средствами сетевых профессиональных сообществ. Цель статьи – описание потенциала сетевых профессиональных сообществ в формировании готовности педагогов к обмену знаниями. Методология. Методологическим основанием исследования выступает синергетический подход, согласно которому профессиональные отношения мотивируют педагогов к получению нового знания. Сетевое профессиональное сообщество выступает единым развивающимся и нелинейным организмом, стимулирующей к профессиональному росту педагогов средой. Результаты исследования. Описаны авторские решения по обмену знаниями в профессиональных коммуникациях. Они получили воплощение как в формальных способах обучения педагогов (повышение квалификации, профессиональная переподготовка), так и неформальных (сетевые профессиональные сообщества, вебинары по актуальным проблемам образования). Охарактеризован процесс формирования готовности педагогов к обмену знаниями: представлены субъекты, методы, средства. Указан потенциал сетевых профессиональных сообществ, выступающих пространством для обновления методических решений работников образования и обсуждения актуальных проблем обучения современных школьников. В заключении делается вывод о том, что сетевые профессиональные сообщества содержат в себе потенциал для формирования готовности педагогов к обмену знаниями, а потому нуждаются в совершенствовании применяемых для обмена знаниями инструментов.
Ключевые слова: 
сетевые профессиональные сообщества, обмен знаниями, готовность педагогов, качество образования, повышение профессионального мастерства, педагогическое сотрудничество, формальное и неформальное образование кадров
Библиографический список: 

1. Барбер М., Муршед М. Создавая будущее: как хорошие образовательные системы могут стать еще более эффективными в следующем десятилетии // Вопросы образования. – 2010. – № 3. – С. 6–32.
2. Вальдман И. А. Ключевые аспекты качества образования: уроки международного опыта // Управление образованием: теория и практика. – 2011. – №1 (1). – С. 17–61.
3. Гвоздева А. В., Наинг Х. Х. Синергетический подход к методам обучения // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. – 2015. – № 1 (33). – С. 133–136.
4. Гончарова Н. Ю. Тренинг как педагогическое условие формирования готовности учителя к работе в сетевых сообществах // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. – 2008. – № 4-2. – С. 34–38.
5. Еремеевский М. А. Предпосылки создания локального сетевого сообщества педагогов // Вестник угроведения. – 2013. – № 3 (14). – С. 94–99.
6. Жилина А. И. Качество образования как результат управления знаниями субъектов образовательной практики в школе // Человек и образование. – 2018. – № 3 (56). – С. 4–9.
7. Ильин О. И. Исследование востребованных учителями направлений неформального образования по вопросам организации дистанционного образования // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. – 2021. – № 1 (46). – С. 58–64.
8. Мукушев Б. А. Синергетика в системе образования // Образование и наука. – 2008. – № 3. – С. 105–122.
9. Ниматулаев М. М., Магомедов Р. М. Использование современных информационных технологий в системе непрерывного образования // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования. – 2012. – № 2. – С. 30–36.
10. Паспорт федерального проекта «Учитель будущего». – URL: https://clck.ru/SZsaG (дата обращения: 24.02.2022)
11. Панова Н. В. Личностно-профессиональное развитие педагога средствами сетевых форм организации методической работ // Международный научно-исследовательский журнал. – 2013. – № 12-3 (19). – С. 28–29.
12. Сухин И. Г. Риски в образовании: идеи и подходы к их устранению // Отечественная и зарубежная педагогика. – 2021. – Т. 1, № 5 (78). – С. 29–42.
13. Урютова Ю. А. Риски информационной эпохи и проблема сохранения национально-культурной идентичности // Общество и право. – 2012. – № 4 (41). – С. 292–295.
14. Халяпина Л. П. К вопросу о внедрении неформальных моделей профессионального развития педагогов // Профессиональное образование в России и за рубежом. – 2014. – № 2 (14). – С. 124–128.
15. Шамсутдинов Р. Р., Юлдашева О. Н. Сетевое сообщество: риски и перспективы // Символ науки. – 2016. – № 3-4. – С. 185–189.
16. Щербаков А. В. Развитие профессионального мастерства педагога как воспитателя: потенциал сетевых профессиональных сообществ // Отечественная и зарубежная педагогика. – 2019. – Т. 2, № 1 (58). – С. 42–54.
17. Rismark M., Sølvberg A. M., 2011. Knowledge Sharing in Schools: A Key to Developing Professional Learning Communities // World Journal of Education. – № 1:2. – Р. 150–160.
18. Song J. H., Kim W., Chai D. S., Bae S. H., 2014. The impact of an innovative school climate on teachers’ knowledge creation activities in Korean schools: The mediating role of teachers’ knowledge sharing and work engagement // KEDI Journal of Educational Policy. – № 11 (2). – Р. 179–203.