УДК: 
373.1
Петрищев Владимир Иннокентьевич
Доктор педагогических наук, профессор, Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации имени Главного маршала авиации А. А. Новикова, vpetrishchev2019@mail.ru, Cанкт-Петербург
Грасс Татьяна Петровна
Доктор педагогических наук, профессор, Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена, tpgrass@mail.ru, Cанкт-Петербург
Крашенинникова Анастасия Евгеньевна
старший преподаватель кафедры филологии, Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева, atansy2@mail.ru, Красноярск

Организация процесса профессиональной социализации подрастающих поколений в Канаде и Новой Зеландии

Аннотация: 
Статья актуализирует проблему организации процесса профессиональной социализации подрастающих поколений в Канаде и Новой Зеландии. Описывается ряд эффективных механизмов и подходов, реализуемых в англоязычных странах. При этом авторы акцентируют внимание на том, что особенностью организации процесса профессиональной социализации в Канаде явилось смещение фокуса профориентации на возможности выпускников школ через содержание концепции «жизненной стратегии» осознанно сделать профессиональный выбор. В Новой Зеландии профессиональная социализация связана c профессиональной деятельностью обучающего, которая реализуется в школах с ориентацией исключительно на развитие предпринимательской активности и приобщение подрастающего поколения к бизнесу. Актуальность этой темы определяется ее сравнительно малой изученностью в отечественной педагогике, включая компаративную педагогику. Цель статьи – выявить и охарактеризовать проблему организации процесса профессиональной социализации подрастающих поколений в Канаде и Новой Зеландии. Авторы проводят анализ основных направлений и описывают ряд успешных инициатив, реализуемых в этих странах, способствующих успешной организации процесса профессиональной социализации подрастающих поколений. Методология и методы исследования. Анализ научной литературы по организации процесса профессиональной социализации подрастающих поколений в двух исследуемых нами странах показал значимость этого вида организации процесса профессиональной социализации подрастающих поколений. Результаты исследования. В статье подчеркивается, что в третьей декаде ХХI в. концепция «жизненной стратегии», реализуемая в Канаде, позволяет подрастающему поколению осознанно сделать профессиональный выбор. В отличие от Канады организация процесса профессиональной социализации подрастающих поколений в Новой Зеландии ориентирована в основном на развитие предпринимательской активности и приобщение подрастающего поколения к бизнесу. Заключение. Исследование организации процесса профессиональной социализации в Канаде и Новой Зеландии имеет важное теоретическое и практическое значение для подготовки подрастающих поколений к жизни и профессиональной деятельности. Изучение позитивного опыта этих стран может быть важным для осмысления, обогащения и возможности его использования в отечественной практике с учетом культурологических особенностей нашей страны.
Ключевые слова: 
профессиональная социализация, профессиональное образование, подрастающее поколение, профессиональное самоопределение, самореализация
Библиографический список: 

1. Австралия и Новая Зеландия. Лингвострановедческий словарь. – М.: Русский язык, 1998. – 216 c.
2. Петрищев В. И., Грасс Т. П., Крашенинникова А. Е. Роль профессионального образования в обеспечении успешной экономической социализации в общеобразовательных школах США // Сибирский педагогический журнал. – 2021. – № 3. – С. 68–106.
3. Петрищев В. И. Социализация школьной молодежи в развитых англоязычных странах. История и современность: монография. – Красноярск: КГПУ, 2010. – 396 с.
4. Петрищев В. И., Грасс Т. П. Экономическая социализация подрастающих поколений: кросс-культурный анализ (на материале России и зарубежных стран). – СПб.: Арт-Экспресс, 2019. – 164 с.
5. Abdo M., Hewes S., Khan L., McNeil B., & Norman W., 2011. The Way to Work: Young people speak out on transitions to employment [Электронный ресурс]. – URL: youngfoundation.org/publications/the-way-to-work-young-people-speakout-on-transitions-to-employment. (дата обращения: 12.02.2022).
6. Bailey R. Student Career Competence: The contribution of career conversations // CDANZ Research Symposium. – Christchurch; Gundy, Kuijpers and Meijers, 2013. – P. 35.
7. Bell D., Bezanson L. Career Development Services for Canadian Youth: Access, Adequacy, and Accountability. – Ottawa, Ontario: Canadian Policy Research Networks, 2006. – 42 p.
8. Brinkerhoff D. B., White L. K., Ortega S. T., Weitz R. Essentials of sociology. – 9th ed. – Canada: Cengage Learning, 2014. – 71 p.
9. Career guidance: new ways forward // Education Policy Analysis OECD. – 2003.
10. Clarke K. Entry to Vocations: Strengthening VET in schools’. National Vocational Education and Training Research Program. – Melbourne, 2013. – 48 p.
11. Education Review Office. (2013). Secondary Schools: Pathways for future education, training and employment. – URL: www. ero.govt.nz/assets/Uploads/Secondaryschools-Pathways-to-future-educationtraining-and-employment-July-2013-web.pdf. (дата обращения: 12.02.2022).
12. Final Report: Career Education in Atlantic. – Canada: Research & Recommendations, 2015. – 127 p.
13. Furbish D., Reid L. Best practices in New Zealand career education and guidance // Australian Journal of Career Development. – 2013. – № 22. – P. 14.
14. Global Entrepreneurship Monitor (GEM). – New Zealand, 2001. – P. 4.
15. Ministry of Education. Career education and guidance in New Zealand schools. – Wellington, New Zealand: Career Services, 2009. – P. 4.
16. Peterson K., Hamlin D. Career and life planning in schools: Multiple paths; multiple policies; multiple challenges. – Toronto, ON: People for Education, 2017. – 32 p.
17. Ford R., Leonard D., Appiah A., Hui T. The role of career education on students’ education choices and postsecondary outcomes: Theoretical and evidence base preparation (Apr. 2020) [Электронный ресурс]. – URL: https://www.researchgate.net/publication/341162048 (дата обращения: 20.02.2022).
18. Tapaleao V. Skills crisis: students start their trades in the classroom // NZ Herald. – 2012. – 19 Nov.
19. Weidman J., Twale D., Stein E. Socialization of Graduate and Professional Students in Higher Education: A Perilous Passage? // ASHE-ERIC Higher Education Report. – 2001. – Vol. 28, no. 3. – Jossey Bass Higher and Adult Education Series: ERIC, 140 p.