УДК: 
37.012
Терегулов Филарит Шарифович
Доктор педагогических наук, профессор, Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы, terfil@yandex.ru, Уфа

Интеллект и сознание человека

Аннотация: 
Из признания единства (общности) всех видов движения материи следует, что на уровне человека оно проявляется в деятельности. Логично, что у этой базовой активности становления человеческой психики и сознания должна существовать некая структура, её проявляющая. В этой связи предлагаемый автором орган интеллекта, эволюционно возникающий и прижизненно формирующийся и функционирующий у каждого индивида, начинает выражать глубинную сущность человека и социума в целом. Тем самым он задаёт общую методологическую размерность жизнедеятельности людей.
Ключевые слова: 
мозг и орган интеллекта, этапы становления и функционирование, сознание как ориентировочная основа жизнедеятельности, субъект и личность, сенсорные слепки, коды и соглашения, образованность и социальный организм
Библиографический список: 

1. Popper K. R. and Eccles J. C. The Self and Its Brain. – Berlin: Springer International, 1977. – 362 р.
2. Пенроуз Р. Тени разума: В поисках науки о сознании. – М.: Ижевск: Институт компьютерных исследований, 2011. – 688 с.
3. Терегулов Ф. Ш. Образовательный антропогенез во встроенных телах и социальных геномах. – Уфа: БГПИ, 2001. – 48 с.
4. Терегулов Ф. Ш. Социогеном – Образованный человек – Вселенная. – М.: Народное образование, 2017. – 304 с.
5. Терегулов Ф. Ш. Учение о социогеноме // Вестник высшей школы Alma mater. – 2014. – № 2. – С. 91–96.
6. Тейяр де Шарден П. Феномен человека. – М.: Наука, 1987. – 239 с.
7. Дубинин Н. П. Что такое человек. – М.: Мысль, 1983. – 334 с.
8. Терегулов Ф. Ш. Большого Взрыва не было: новый взгляд. – URL: https://shkolanauki.ru/journal/44 (дата обращения: 12.03.2022).
9. Бернштейн Н. А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. – М.: Наука, 1990. – 494 с.
10. Рузавин Г. И. Математизация научного знания. – М.: Мысль, 1984. – 207 с.
11. Дубровский Д. И. Проблема идеального. – М.: Мысль, 1983. – 230 с.
12. Лосев А. Ф. Символ // Философская энциклопедия. – М.: Советская энциклопедия, 1970. – Т. 5. – 3002 с.
13. Терегулов Ф. Ш. Демиург и дериваты образования человека // Народное образование. 2019. – № 1. – С. 79–92.
14. Райков В. Л. Биоэволюция и совершенствование человека. – М.: ИД Грааль, 1999. – 327 с.
15. Терегулов Ф. Ш. Время и пространство образовательного процесса: рекурсивный подход // Народное образование. – 2018. – № 3-4. – С. 27–38.
16. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Т. 42. – М.: Госполитиздат, 1955. – 456 c.