УДК: 
37.035
Ведерникова Людмила Васильевна
Доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики и психологии, Тюменский государственный университет, wedernikowa@mail.ru, Ишим
Поворознюк Ольга Алексеевна
Кандидат педагогических наук, доцент, Тюменский государственный университет, olgi-ya@mail.ru, Ишим
Бырдина Ольга Геннадьевна
Кандидат педагогических наук, Кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики, Ишимский государственный педагогический институт им. П.П. Ершова, olgabirdina@rambler.ru, Ишим
Дубровина Ольга Валерьевна
Кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии, Ишимский государственный педагогический институт им. П.П. Ершова, dubrovina-75@mail.ru, Ишим

СОЦИАЛЬНАЯ УСПЕШНОСТЬ ШКОЛЬНИКОВ КАК РЕЗУЛЬТАТ ПРОФИЛАКТИКИ ИХ ВИКТИМНОСТИ

Аннотация: 
В статье представлены сущность социальной успешности школьников как ре¬зультата профилактики их виктимности. Рассмотрены социально-виктимологические характе¬ристики школьников группы риска. Раскрывается понятие социальной успешности. Описаны основные направления формирования социальной успешности (обеспечение направленности обучаемых на субъективно-ценностные достижения в образовательном процессе; обеспечение реализации обучающихся в социально-значимой деятельности; обеспечение взаимодействия образовательного учреждения, учителей, родителей и самого ребенка). Рассмотрены основные механизмы создания ситуации успеха у школьников: момент персональной исключительности, усиление мотивации, авансирование, снятие страха, скрытая помощь или скрытая интуиция.
Ключевые слова: 
виктимность, социальная успешность, Я-концепция, ситуация успеха, социальная успешность, субъект-субъектное взаимодействие, формирование социальной успешности
Библиографический список: 

1. Бодалёв А. А. Личность и общение: — М. — Педагогика, 1983. — 271 с.
2. Бырдина О. Г. Диалоговая технология формирования ценностного самоотношения личности студента на занятиях по иностранному языку // Сибирский педагогический журнал. – 2010. — №3. — С. 40—47.
3. Бырдина, О. Г. Механизмы формирования профессионально-ценностного самоотношения студентов педвуза // Вестник ИГПИ им. П.П. Ершова. – 2013. — №5(11). — С. 15—21.
4. Ведерникова Л. В. К вопросу о становлении научно-исследовательской позиции магистрантов // Вестник ИГПИ им. П.П. Ершова. – 2012. — №1(5). — С. 51—57.
5. Ведерникова, Л. В. Проблема подготовки профессионально мобильного педагога // Сибирский педагогический журнал. – 2010. - №3. — С. 34–40.
6. Ведерникова Л. В. Профессиональное становление студентов в условиях модернизации педагогического образования / Л.В. Ведерникова, О.А. Поворознюк // Сибирский педагогический журнал. – 2013. — №6. — С. 102—106.
7. Ведерникова Л. В. Становление траекторий профессионального развития как средство самореализации будущих педагогов / Л.В. Ведерникова, И.А.Тенюнина // Вестник ИГПИ им. П.П. Ершова. – 2013. — №5(11). — С.4—10.
8. Веселкова О. А. Педагогические условия актуализации коммуникативно-нравственной культуры младших школьников: дис. ... канд. пед. наук. – Омск, 2000. – 178 с.
9. Дубровина О. В. Психологические особенности личности с виртуальной аддикцией // Сибирский педагогический журнал. – 2009. — №1. — С. 333—342.
10. Журлова И. В. Социально-педагогическая виктимология: курс лекций. – Мозырь: УО МГПУ им. И. П. Шамякина, 2010. – 172 с.
11. Калинина Н. В. Психологическая помощь учащимся в достижении социальной успешности [Электронный ресурс]/Н. В. Калинина, К. И. Калинина //Педагогическая наука: история, теория, практика, тенденции развития. — 2010. — №3. Режим доступа: http://intellect-invest.org.ua/. (дата обращения: 05. 04. 2014).
12. Мудрик А. В. Социальная педагогика: учеб. для студ. пед.. – 5-е изд., доп. — М.: Издательский центр «Ака¬демия», 2005. — 200 с.
13. Поворознюк О. А. Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования // Вестник ИГПИ им. П.П. Ершова. – 2013. — №5(11). — С. 97—101.
14. Сластенин В. А. Введение в педагогическую аксиологию: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издат. центр «Академия», 2003. – 192 с.