УДК: 
373.3/.5
Мирошкина Марина Руслановна
Доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики начального и дошкольного образования, Государственный гуманитарно-технологический университет, marinamiroshkina@yandex.ru, Москва

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ САМООРГАНИЗАЦИИ

Аннотация: 
В статье представлены закономерности самоорганизации: обусловленность возникновения и развития самоорганизации нарушением «симметричной» обратной связи между человеком и социумом; развитие современного воспитательного пространства через многократное чередование циклов возникновения, становления и преобразования неформальных и формализованных объединений детей и взрослых; единство ограниченности и безграничности самоорганизации детей в глобальном мире; единство свободы и ответст-венности субъектов самоорганизации; корреляция типа педагогической деятельности от уровня развития свободоспособности ее субъектов. Описаны принципы самоорганизации - презумпции свободы, актуализации будущего, вариативности путей развития самооргани-зации, соответствия содержания педагогический деятельности основным характеристи-кам поколения детей, сетевой принцип; методологические, средовые, нормативные и функ-циональные условия реализации педагогического потенциала самоорганизации, содержание педагогической деятельности как создание условий свободовозможности ребенка.
Ключевые слова: 
самоорганизация детей и взрослых, фактор-импульс, педагогическое сопровождение самоорганизации, свободовозможность
Библиографический список: 

1. Буданов В. Г. Методология синергетики в постнеклассической науке и в обра-зовании М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2009. – 240 с.
2. Гуманистические ценности. Курс лекций // Интернет портал Российского гуманистического общества [Электронный ресурс]. URL: http://www.humanism.ru/gumanisticheskie-cennosti (дата обращения: 21.03.2014).
3. Князева Е. Н., Курдюмов С. П. Основания синергетики: Человек, конструи-рующий себя и свое будущее. Изд. 4-е, доп. — М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2011. — 264 с.
4. Крылова Н. Б., Александрова Е. А. Очерки понимающей педагогики. – М.: На-родное образование, 2003. – 450 с.
5. Макаров В. И. Философия Самоорганизации. – М.: Книжный дом ЛИБРОКОМ, 2009. – 432 с.
6. Малков С. Ю. Социальная самоорганизация и исторический процесс: Возмож-ности математического моделирования. – М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2009. – 240 с.
7. Мирошкина М. Р., Шинина Т. В. Психолого-педагогическое сопровождение са-моорганизации молодежи в социокультурном пространстве места жительства // Вестник Мо-сковского государственного университета культуры и искусств. – 2011. – № 3. – С. 158 – 162.
8. Мирошкина М. Р. Педагогическое сопровождение самоорганизации детских объединений в условиях сетевого общества // Известия Саратовского университета им. Н. Г. Чернышевского. Новая серия. Акмеология образования. Психология развития. – 2013. – Т. 2. – № 1. – С. 67–72.
9. Михайлова Н. Н., Юсфин С. М. Педагогика поддержки: учебно-методическое пособие. – М.: МИРОС, 2001. – 208 с.
10. Назарчук А. В. Сетевое общество и его философское осмысление // Вопросы философии. – 2008. – № 7. – С. 61–75.
11. Новикова Л. И., Соколовский М. В. Синергия воспитания и обучения // Синер-гетическая парадигма. Человек и общество в условиях неста-бильности. – М.: Прогресс-Традиция, 2003. – С. 358–368.
12. Панарин А. С. Христианский фундаментализм против рыночного терроризма // Наш современник. – 2003. – № 1 –2.
13. Пригожин И. Философия нестабильности //Вопросы философии. – 1991. – № 6. – С. 46 –52.
14. Проект концепции и содержания профессионального стандарта учителя [Элек-тронный ресурс]. URL: http://минобрнауки.рф/документы/ 3071/файл/1734/12.02.15 -Профстандарт_педагога_(проект).pdf (дата обращения: 12.10.2013).
15. Романов В. Л. Креативные аспекты социальной самоорганизации и социально-го управления // Синергетическая парадигма. Человек и общество в условиях нестабильно-сти. – М.: Прогресс-Традиция, 2003. – С. 59 –71.
16. Самоорганизация детских сообществ. Точки роста // Электронный сбор-ник материалов Научно-практической интернет – конференции на ресурсе http://дисткурс.рф, ноябрь-декабрь 2013года / Под ред. М. Р. Мирошкиной, Е. Б. Евладовой.- М.: 2014 –203 с.
17. Селиванова Н. Л. Предпосылки создания перспективных моделей воспитания // Сибирский педагогический журнал. – 2013. – № 3. – С. 25–30.
18. Синергетическая парадигма. Человек и общество в условиях нестабильности. – М.: Прогресс-Традиция, 2003. – 584 с.
19. Солодова Е. А. Новые модели в системе образования: Синергетический подход: учебное пособие. — М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2012. — 344 с.
20. Шустова И. Ю. Сохранение и развитие тенденций коллективного воспитания в современном образовании // Сибирский педагогический журнал. – 2013. – №3. – С. 36–42