УДК: 
378.147:51 + 378.31
Некрасов Владимир Петрович
Кандидат технических наук, профессор кафедры информационных систем и технологий, Уральский технический институт связи и информатики, nvp1947@mail.ru, Екатеринбург

ЯЗЫКОВОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ КАК МЕТАКОГНИТИВНЫЙ ИНВАРИАНТ ПРИ СОЗДАНИИ ИННОВАЦИОННОГО УЧЕБНОГО КУРСА

Аннотация: 
Предлагается подход по формированию когнитивных компетенций у студентов вуза на основе включения в методическую систему понятийных связей метапредметного характера, определяемых метакогнитивными инвариантами. Траектория изложения материала, учитывающая понятийную близость, позволяет «сшивать» логически удалён-ные части курса, создавая у обучаемых более отчётливое представление об интегративном характере отдельных его элементов. Это способствует пониманию студентами идейной и методологической целостности курса, а преподавателю позволяет глубже демонстрировать взаимосвязь отдельных составляющих дисциплины. Показана роль метакогнитивного инварианта «языковое представление» при создании инновационного учебного курса, являющегося одним из наиболее важных инвариантов.
Ключевые слова: 
метакогнитивные компетенции, метапредметные умения, понятийная связь, языковое представление
Библиографический список: 

1. Гейн А. Г., Некрасов В. П. О количественной оценке дидактической насыщенности математического курса //Вестник Вятского государствен-ного гуманитарного университета. — Киров, ВятГГУ, 2010, № 4 (3). — С. 63—67.
2. Гейн А. Г., Некрасов В. П. Математические модели формирования понятийных связей. — Екатеринбург, УрТИСИ, 2011. — 112 с.
3. Гейн А. Г., Некрасов В. П. Метапредметные конструкты как факторы формирования когнитивных компетенций у выпускников вузов //Вестник Московского государственного университета. Серия 20. Педагогическое образование. — М.: МГУ, 2012, № 4. — С. 43—55.
4. Гейн А. Г., Некрасов В. П. Об одной модели метапредметных связей как механизме развития когнитивных компетенций выпускников вузов /А.Г. Гейн, В.П. Некрасов //Известия Уральского федерального ун-та. Серия 1. Проблемы образования, науки и культуры. — Екатеринбург.: УрФУ, 2013, — № 1. — С. 87—95.
5. Зимняя И. А. Ключевые компетенции — новая парадигма результата образования [Электронный ресурс:] режим доступа: http://aspirant.rggu.ru/article.html?id=50758. (дата обращения: 15.03.2014).
6. Некрасов В. П. О механизме формирования когнитивной компетен-ции учебного курса // Сибирский педагогический журнал. —2014, № 1. — С. 82—87.
7. Некрасов В. П. О метакогнитивных инвариантах при формировании учебных курсов математических дисциплин // Образование и саморазвитие / — Казань, КФУ, 2014, — № 1 (39) — С.164—169.
8. Хуторской А. В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты. Доклад на отделении философии образования и теории педагогики РАО 23 апреля 2002 г. Центр «Эйдос» WWW/eidos.ru/new s/compet/htm.
9. Gein A. G., Nekrasov V. P. Metacognitive Invariants as Psychological-Pedagogical Factors of Training. // Universal Journal of Educational Research, Vol. 1, No 2, pp. 128 – 132 (Editor: Horizon Research Publishing, USA). [Электронный ресурс:] http://www.hrpub.org/journals/jour_archive.php?id=95&iid=53 (дата обращения: 15.03.2014).
10. Hutmacher Walo. Key competencies for Europe // Reportof the Symposium Berne, Switzerland 27-30 March, 1996.Council for Cultural Cooperation (CDCC) a Secondary Education for Europe. — Strasburg, 1997.