УДК: 
373.3/.5+159.923
Гасанова Диана Имиралиевна
Кандидат педагогических наук, Кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогических технологий и методик, Дагестанский государственный педагогический университет, gasanovadiana@yandex.ru, Махачкала

ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОСВЯЗИ ХАРАКТЕРА ПЕДАГОГОВ С РЕФЛЕКСИЕЙ

Аннотация: 
В данной статье автор излагает результаты эмпирического исследования рефлексии педагогов и ее взаимосвязи с акцентуациями характера. На основе изучения рефлексии и акцентуаций характера воспитателей детских садов, авторы делают выводы о своеобразии рефлексии педагогов с различными акцентуациями характера. Так, педагогам с акцентуированными чертами характера гипертимной, возбудимой, дистимической, тревожно-боязливой, педантичной трудно анализировать свои действия и поступки. Чем сильнее акцентуированы черты характера, тем сложнее им видеть возможности саморегуляции своей деятельности, труднее представлять себя во множестве социальных ролей, что не может не сказаться отрицательно на межличностных отношениях как в личной, так и профессиональной сферах.
Ключевые слова: 
акцентуация характера, рефлексия педагогическая, рефлексивность мышления.
Библиографический список: 

1. Адамян Л. И. Связь саногенной рефлексии с показателями психологической устойчивости личности// Теория и практика общественного развития [Электронный журнал]. – 2012. – №3. Режим доступа: HYPERLINK "http://teoria-practica.ru/-3-2012/psychology/adamyan.pdf" http://teoria-practica.ru/-3-2012/psychology/adamyan.pdf (0,3 п.л.) (дата обращения 25.04.2014).
2. Баранова Т. В. Особенности рефлексии в профессиональной деятельности педагога // Среднее профессиональное образование. –2010. – № 5. – С. 52–60.
3. Вакарина С. Ф. Психологические особенности профессионально-обусловленных акцентуаций характера педагога. – Казань, КГПУ, 2002. – 183 с.
4. Елисеев О. П. Конструктивная типология и психодиагностика личности. — Псков: Из-во Псковского областного института усовершенствования учителей, 1994. — 280 с.
5. Карпов А. В. Рефлексивность как психическое свойство и методика ее диагностики // Психологический журнал. – 2003. – Т. 24. – № 5. – С. 45–57
6. Крайнова Ю. Н. Место саногенной рефлексии в структуре эмоциональной компетентности педагога // Ярославский педагогический вестник. – Ярославль, 2010. – № 2. – С. 197–201.
7. Крайнова Ю. Н. Развитие эмоциональной компетентности будущих педагогов посредством формирования навыков саногенной рефлексии// Среднее профессиональное образование. – 2010. – № 6. – С. 38– 40.
8. Леонгард К. Акцентуированные личности. — Киев, «Выща школа», 1989. — 329 с.
9. Марчукова С. Ф. Саногенная рефлексия как фактор оптимизации социально-психологической адаптации курсантов образовательных учреждений МВД России: – дисс. … канд. психол. наук. — М., 2005. – 140 с.
10. Морозюк С. Н. Саногенная рефлексия как фактор оптимизации акцентуаций характера и повышение эффективности учебной деятельности. — М., изд-во Штыкова, 2001. – 267 с.
11. Морозюк С. Н. Психология характера: феноменология, теория и практика. – М.: Изд-во «Янус-К», 2013. – 211 с.
12. Павлюченкова Н. В. Саногенная рефлексия как фактор развития эмоциональной компетентности: дисс. … канд. психол. наук. — М., 163 с.
13. Рудаков А. Л. Саногенная рефлексия как фактор стрессоустойчивости личности (на примере спортсменов по вольной борьбе): дисс. … канд. псих. наук – М., 2009. – 112 с.
14. Чеснокова Г. С. Системный подход в профилактике кризисов профессионального развития учителя//Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. – 2012. – №2. – С. 41–45.