УДК: 
378
Фетисов Александр Сергеевич
Доктор педагогических наук, доцент, Воронежский государственный педагогический университет, asfet-2011@mail.ru, Воронеж

Исторический дискурс проблемы профессионально важных качеств педагога в контексте педагогического идеала

Аннотация: 
Проблема и цель. В современной социокультурной ситуации актуализируется проблема сущности профессиональной деятельности педагога и обусловленных ею личностных качеств, ее детерминации глобальными изменениями и аргументации в системе образования роли человека, в связи с чем возникает острая потребность изучения закономерностей, путей и тенденций педагогической системы. Цель статьи – рассмотреть исторические основы проблемы профессионально важных качеств педагога на современном этапе, их обусловленности механизмами педагогического процесса и педагогической деятельности на развитие личности всех участников образовательного процесса. Методология. Методологические основания данного материала опосредуются основами компетентностной, культурологической и контекстной методологии, рассматривающими профессионально важные качества педагога как стороны личности компетентного специалиста в современной социокультурной детерминации и в контексте конкретных ситуаций его профессиональной деятельности. Результаты исследования. Автором на основе анализа исторического развития понятия профессионально важных качеств личности педагога выделены социально значимые приращения и основные направления исследования феномена в историко-педагогической ретроспективе. В заключении автором делается вывод, что профессионально важные качества педагога формируются в процессе его профессиональной подготовки, педагогической деятельности и способны совершенствоваться на протяжении всей профессионализации.
Ключевые слова: 
профессионально-важные качества, педагог, личные качества, исторический дискурс
Библиографический список: 

1. Акмеология / под общ. ред. А. А. Деркача. – М.: РАГС, 2004. – 688 с.
2. Багдасарьян Н. Г., Козлова М. А., Шу-шанян Н. Р. Социология: учебник и практикум для академического бакалавриата / под общ. ред. Н. Г. Багдасарьян. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2019. – 448 с.
3. Бандуровский К. В. Проблемы этики в «Сумме теологии» Фомы Аквинского // Вопросы философии. – 1997. – № 9. – С. 156–162.
4. Вербицкий А. А. Теория и технологии контекстного образования: учебное пособие. – М.: МПГУ, 2017. – 268 с.
5. Гарбер Е. И., Козача В. В. Методика профессиографии. – Саратов: Изд-во СГУ, 1992. – 196 с.
6. Джуринский А. Н. История зарубежной педагогики: учебное пособие. – М.: Изд. группа «ФОРУМ» – «ИНФРА-М», 1998. – 269 с.
7. Душков Б. А., Смирнов Б. А., Королев А. В. Психология труда, профессиональной, информационной и организационной деятельности: словарь / под ред. Б. А. Душкова; прил. Т. А. Гришиной. – 3-е изд. – М.: Академический Проект: Фонд «Мир», 2005. – 848 с.
8. Маркова А. К. Психология профессионализма. – М.: Знание, 1996. – 308 с.
9. Нарулина Т. Р. Развитие профессионально значимых личностных качеств будущего учителя технологии: автореф. дис. … канд. пед. наук. – Иркутск, 2009. – 24 с.
10. Новиков А. М. Постиндустриальное образование. – М.: Эгвес, 2008. – 136 с.
11. Пискунов А. И. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX в.: учебное пособие для педагогических учебных заведений / под ред. академика РАО А.. И. Пискунова. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: ТЦ «Сфера», 2001. – 512 с.
12. Фетисов А. С. Педагогическая концепция формирования профессиональных качеств педагога в контексте здоровьесберегающей образовательной среды (система повышения квалификации): автореф. дис. … д-ра пед. наук. – Воронеж, 2020. – 55 с.
13. Caukin N., Dillard H., Goodin T. A Problem-Based Learning Approach to Teacher Training: Findings After Program Redesign [Электронный ресурс] // SRATE Journal. – 2016. – Vol. 25 (2). – P. 26–32. – URL: https://files.eric.ed.gov/fulltext/EJ1113836.pdf (дата обращения: 28.04.2020).